Выдержит ли армянская культура второй вал АОДизации?

Культура04/04/2019

И.о.министра культуры Назени Гарибян одним росчерком пера и не напрягаясь уволила с поста директора Театра оперы и балета Константина ОРБЕЛЯНА. Он теперь только художественный руководитель. Бомба, подложенная и.о., вызвала широкий резонанс. Коллектив театра выступил с протестной акцией и потребовал уволить Гарибян. С такой же инициативой к властям обратился Союз театральных деятелей. Они отметили, что Назени Гарибян, считающая, что «опера – не театр», а худрук театра не творческая должность, не может возглавлять Минкультуры. Если бы только это… Премьер Никол Пашинян принял представителей театра, предъявил им список обвинений против Орбеляна и попросил дать письменные разъяснения. До того функции директора будет исполнять заместитель директора.

 

Увольнение Орбеляна не стало большой неожиданностью: «охота» на него началась еще летом. Новоназначенная министр Лилит Макунц через два месяца после восшествия на престол заявила, что видит необходимость серьезных структурных преобразований в оперном театре. «По нашему мнению, эффективность повысится, если должности директора и художественного руководителя будут занимать разные люди». Тогда же и сказала, что конкретные шаги по реформам в театре будут осуществлены после возвращения Орбеляна из отпуска. И еще: «Конкуренция директора и худрука сделают деятельность театра более эффективной». Трудно представить подобный театр. Каким образом за два месяца Макунц так скоропостижно разобралась в проблемах культуры и почему в качестве главной цели была выбрана опера – неизвестно. К этому времени появилась и кандидат искусствоведения Назени Гарибян в роли замминистра. И тоже проявила себя как глубокий знаток театрального дела. После того как Макунц бросили на партийную работу, Гарибян уже в качестве и.о.министра раскрыла весь свой талант. Прежде всего она с ликованием взялась за оптимизацию культуры, да с таким подобострастием, что вся культурная публика ахнула. Очевидно, что кое-что действительно нуждается в оптимизации, но все же не десятки объектов культуры. Список оптимизируемых объектов стал достоянием общественности, что несколько поумерило революционный пыл Гарибян. С театром «Амазгаин» она и вовсе вляпалась: не ведала женщина, что уже строится здание театра и невозможно трансформировать его в студенческую площадку. До этого она заварила кашу с Русским театром, в результате сняла опытного директора и актера Фреда Давтяна вопреки мнению коллектива. Забыла, что мнение народа – главнее главного. А вот заняться помещением Театра пантомимы оказалось недосуг и уже пять месяцев, как процесс не трогается с места. На днях она уволила директора Ванадзорского драмтеатра Агнессу Шахназарян – истек срок договора, и МК не пожелало его продлевать.

Первое, чем обязаны были заняться Макунц и Гарибян, начать разработку концепции национальной культуры. Сегодня уже очевидно, что для них это скучное занятие, не то что кавалерийские атаки на Орбеляна. То, что он является и директором, и худруком, сочли грубейшим нарушением закона. А еще: назначен без конкурса, не знает армянского языка и т.д., и т.п. Такое уже было весной 1999 года, когда Минкультуры уволило директора и худрука оперы Тиграна Левоняна. Правда, тогда об армянском языке речи и не было – Левонян знал его блестяще. Были письма, протестные акции, но главк стоял насмерть. И уволил профессионала.
Закон превыше всего. Кто бы спорил? Но как быть, если закон несовершенен? Людям хотят внушить, что совмещение двух должностей в театре смерти подобно. Но мировая практика свидетельствует, что может быть и так, и эдак. В Венской опере десятки лет директор выполнял также функции художественного руководителя. С 1986 г. директор и музыкальный руководитель-главный дирижер – не совмещаются. В Большом театре есть гендиректор, но нет худрука, только худрук оперы-гл.дирижер, а еще худрук балета, главный хормейстер. Валерий Гергиев, когда-то изгнанный из Еревана, является директором, худруком и главным дирижером Мариинского театра. Что скажут на это минкультовские дамы? В нашем случае директором вполне может оказаться совершенно случайный человек, но зато «победитель конкурса». Так было до Орбеляна. И что? Три тускло-серых года в истории театра. Конкурс тогда определил не самого достойного, даже не музыканта. А вот директора Венской оперы комиссия отбирала из 18 кандидатов. И все те еще профессионалы. В Армении дилемма директор и худрук театра усугубляется тем, что главным человеком считается директор-хозяйственник, а худрук у него в подчинении. Между тем именно худрук определяет художественную идеологию театра, гастроли, репертуар, творческий состав и т.д. Также отметим, что, как правило, назначение и увольнение директора театра — в случае разделения сфер ответственности – производится в мире по представлению худрука. У нас наоборот. Парадокс? Еще какой!
Если Макунц и Гарибян озабочены судьбой театров, то они должны были заняться усовершенствованием устаревшего закона, а не гнать пургу. Что касается знания армянского языка, то это вообще дурно попахивает. Учитывая историческую судьбу нашего народа и наличие диаспоры, об этом и говорить неприлично. Успешная работа оперного театра в последние полтора-два года и полные залы показали, что незнание армянского Орбеляну не помешало. Вернемся к директорскому конкурсу. Гарибян в разгар скандала заявила, что в понедельник назовет имя нового директора. Хочется знать: был ли конкурс и кто вошел в состав конкурсной комиссии и т.д. Неужели вопреки букве закона?
Никаких привилегий быть не должно, говорят нам. Все равны. Но почему признанный и опытный музыкант, деятель культуры не должен иметь преимущества перед молодым шоуменом? Тем более что армянское культурное поле совсем не богато на профессионалов калибра Орбеляна. Если его деятельность так продуктивна, если его принял и любит коллектив, если у него контракт на три года, если залы полны, если у театра есть реальные планы на будущее, то зачем мешать из-за буквы закона. Обширные связи Орбеляна также способствуют работе театра, не говоря о финансовой и технической подпитке, которую он лично осуществляет. В конце концов любое правило имеет исключение.
Во всей этой вакханалии явственно ощущается аодовский почерк и остаточный аромат. Это тогда культивировали махровый патриотизм. Политика Тер-Петросяна сполна отразилась и на культурной сфере. В то время во всю любили говорить о законе и порядке, однако подбирали кадры по партийному признаку или из сочувствующих. Кстати, на днях вышла книга мемуаров «С Вано и без Вано» о беглом «писателе и политическом деятеле» АОД Сирадегяне. На презентации, чуть ли не рыдая, говорили, что без него Армении никак нельзя, она осиротела, потому он обязан вернуться. Для чего?

История с Константином Орбеляном, еще незавершенная, возмутила людей. Даже депутаты, которых никогда особенно не волновали вопросы культуры, подняли голос в его защиту. Это стало проявлением глубинного гнева, особенно творческой интеллигенции. Внезапно поняли, что страну засасывает трясина воинственного антикультурья, что кто-то по неизвестной причине хочет заменить нашу культурную матрицу. Ради буквы закона. «Я делаю свою работу», — скромно говорит Назени Гарибян, жалко оправдываясь и перекладывая ответственность за содеянное на вышестоящих товарищей. Нам говорят, что инициатива преследования Орбеляна не принадлежит правительству и Министерству культуры, что катализатором послужили сигналы от граждан, как в славные 30-е годы. Конечно же, тех граждан, которых Орбелян обидел или уволил, а также от завистников. Это они подсчитывали, сколько раз директор-худрук выезжал за рубеж и сколько дней отсутствовал. Да, выезжал, но всегда за свой счет и по театральным делам. Любезно информировали, каков объем финансовых нарушений – 92 млн драмов. Определенно можно сказать, что нарушения имели место быть до Орбеляна, которого можно обвинить в незнании армянского, но только не в нечестности. Он, известно, даже от зарплаты отказался. Да, весьма имущий человек, который из любви к Армении покрывает многие расходы театра. Для тех, кто не знает: финансирование Оперы урезано государством на 85 млн драмов. Об этом задумывались хулители Константина Орбеляна? Уместно заметить, что вокруг Орбеляна за рубежом много состоятельных людей – армян и не армян, — которые спонсируют его проекты. Один из них был едва не главным спонсором недавней великолепной выставки «Armenia!» в Нью-Йорке. Если с Орбеляном обойдутся не по-джентльменски, они будут весьма разочарованы.
Интуиция подсказывает, что под Орбеляна копают те, кто жаждет власти в театре. Кто-то видит себя директором, кто-то худруком и главным дирижером. Не исключается, что они нашли путь к сердцу Назени Гарибян. Так скорее всего и появилась бумага с перечислением орбеляновских грехов. А тут как раз подвернулась концепция оптимизации, так горячо поддержанная вначале Лилит Макунц, а потом и Гарибян. Новоявленные деятельницы культуры с величайшим рвением взялись за ее поспешную реализацию. Сказано – сделано. При этом обеднение культурного поля их совершенно не волнует. Они не понимают, что на бедных почвах вырастают только сорняки. Такое было в годы существования АОД, когда культуру загнали в темный угол.

Казалось бы, Минкультуры должно зубами защищать артистов, музыкантов и всю творческую интеллигенцию, в конце концов именно культура — лицо страны и этноса. Но у нас все почему-то идет не так. Разве не удивительно, что за все бархатное время Макунц и Гарибян ни разу ничего не сказали о развитии национальной культуры, о некой даже простейшей концепции ее будущего, о перспективах и расширении сети объектов культуры. Только об оптимизации и о том, что опасны те, кто получил должности при минувшей власти. Оказывается, нужны люди с новыми инновационными идеями. Сами они как раз такие.
Но оптимизация оптимизации рознь. Надо тысячу раз обдумать, прежде чем играть судьбой людей и культуры. Такое ощущение, что на пути армянской культуры поручено возвести некую стену. То есть больше не будет новых музеев, не появятся новые театры и музыкальные коллективы – все уже есть и ждите результатов оптимизации. И точка! Да, всем известно, что есть малопосещаемые музеи, театры и библиотеки, особенно в провинции. Так обновите их, добавьте функции культурных центров. Закрыть объект культуры даже самый неприбыльный – последнее дело.
Может ли Назени Гарибян сказать, почему Минкультуры игнорирует, например, изобразительное искусство, а все силы бросила на театральный фронт? Кстати, когда к ней обратились по поводу открытия в будущем году обширной выставки Мартироса Сарьяна в Москве по случаю 140-летия Варпета, она без тени сомнения заявила, что это не юбилей. И все!
Назени говорит, что она лишь исполнитель и выполняет поручения правительства. Такой вот и.о.министра – винтик-шпунтик типа «чего изволите» и — под козырек. А оно нам надо?
Не хочется верить, что ей действительно поручили кончать с профессионалом Орбеляном и найти армяноговорящего середнячка. Это была аодовская практика. К чему она привела, гордый народ Армении хорошо знает. Гарибян подставила правительство. Рубикон перейден – Назени должна уйти. Таков вердикт: культурная общественность полностью потеряла доверие к ней. Она показала, что в области культуры и в общении с людьми она высокомерный и недобрый дилетант. Подобным нельзя давать власть, особенно в такой чувствительной сфере. Лучше уйти по собственному, пока не поздно. Уйти в Матенадаран и продолжить занятия миниатюрой.

* * *
Когда во дворе Лувра собирались строить Пирамиду и смета перешла все намеченные границы, президент Миттеран решил, что на первом месте должна стоять культура, а не финансы…