Виген Степанян: «Зритель не знает, какое количество нелепых бумаг получают театры из Министерства культуры»

Культура11/04/2019
В дни оперного кризиса одним из тех, кто честно и объективно высказывался о театральной истории, был заслуженный деятель искусств Виген СТЕПАНЯН. Человек известный: на сцене и на экране он без малого полвека. Имеет награды за лучший спектакль, лучшую инсценировку армянской классики, лучшую мужскую роль. Четырнадцать лет работал в Бейруте, где создал и поставил на рельсы армянский детский театр «Арег» под эгидой «Амазгаин». Сейчас в ереванском ТЮЗе заново ставит, переосмысливает свой же спектакль «Пес и кот» 2005 года, несколько лет шедший с огромным успехом.
Предлагаем интервью “НВ” с Вигеном Степаняном об Опере, Орбеляне и других театральных делах. Скорее не интервью, а некий монолог.
Я человек театра, посвятил сцене 47 лет. В разных театрах сделал полсотни постановок. Сыграл 60 ролей в театре, столько же в кино. Несколько лет назад пригласили в Оперу режиссером, чтобы подкорректировать режиссуру. Действительно, многие спектакли хромают чисто режиссерски. Носился целый год, но ничего не вышло: чуть что, говорили — нет денег.
…Меня беспокоит и Опера, и другие театры. Зритель не знает, какое количество нелепых бумаг получают театры из Министерства культуры. Так оно руководит. Но я давно понял, что культурой руководить не надо. Ее надо защищать от дилетантов, от незнания, от внешних поползновений. Но чиновники ведут себя по одной армянской схеме: я – начальник, ты – дурак. Изменить их поведение никак не удается.
…Чиновники не могут понять, что есть художественный театр Фоменко, театр Любимова, театр Стуруа. Зритель знает художественных руководителей и главных режиссеров, но ему все равно, кто директор. Директор – прежде всего крепкий тыл худрука. У него своя техническая и финансовая функция.
…Нам говорят: руководить будет народ. Но как? Я за демократию, за, понятно, народ, но руководить должны лидеры. В Опере – это Орбелян. Он явный и безоговорочный лидер. Но по нынешнему закону, директор может его снять, если захочет. Конечно, закон равен для всех. Да, все должны быть равны, но все же нельзя театр приравнивать к ресторану или магазину, какой-либо конторе. Не дай бог, если Орбеляна «уйдут», что тогда будет с Оперой. Орбелян – это престиж. Так же «по закону» уволили директора Русского театра Фреда Давтяна, который тянул всю махину после смерти Александра Григоряна. То же на днях произошло в Ванадзорском театре. Директору Агнессе Шахназарян не продлили контракт, между тем худрук Ваге Шахвердян говорит, что она прекрасный директор. Как так? Неужели в этом смысл работы и.о. министра и министерства: увольнять и назначать?
…Назени Гарибян единственное, что хочет, — это укрепить свои амбиции. Она, как я понял, чересчур честолюбива. Людям театра хочется, чтобы было справедливо, вот они и боролись за справедливость. Когда люди чувствуют несправедливость, они поднимаются на борьбу. Когда их не понимают, к ним не прислушиваются – впадают в апатию. Этого добивается Гарибян? Многие годы декларировали, что незаменимых людей нет. Вот незаменимых чиновников действительно нет, но творческие люди незаменимы. Константин Орбелян на нынешнем историческом этапе незаменим. Оперный театр за полтора-два года дал отличные спектакли и премьеры – так зачем ломать. Зачем вообще резать курицу, которая несет золотые яйца?
…Все время говорят, закон, закон… Если Макунц и Гарибян так были «законно» озабочены Оперой, то времени, чтобы изменить несовершенный, как показала театральная жизнь, закон, было достаточно – 9 месяцев. Вполне мог родиться новый или усовершенствованный опус. Все театральное сообщество поддержало бы. Уверен, что в Национальном собрании не было бы никаких проблем. Посмотрите, как быстро удалось принять закон о Дне гражданина РА! Но у этих дам, видимо, были иные цели. Кстати, другой волнующий всех вопрос. Кто скажет, почему все приобретения для театра, для каждого спектакля надо осуществлять по тендеру? Чтобы было подешевле и похуже? В России от этого нелепого механизма отказались. А что мы?
…Если коллектив театра, труппа считают, что Орбелян нужен театру, то министерство должно сделать все возможное, чтобы сохранить его, а не пускаться в пустопорожние споры типа «кто важнее – директор или худрук». Немного отвлекусь. Когда Роберта Стуруа, уволенного с поста худрука театра Руставели, министерство хотело восстановить, он заявил, что не вступит в должность, пока она не будет сформулирована как «худрук – управляющий театром». В нашей Опере люди поняли, что, наконец, пришел человек, который высшей целью ставит качественный спектакль. На этом пути есть и будут и непонимание, и обиды, и еще много чего. Без этого не существует ни один театр мира.
…Даже Ленин после революции призвал на помощь царских специалистов. А руководители нашей культуры у нас на глазах стали делить представителей культуры на наших и ваших. Это путь в тупик. Крах. Мне кажется, министерство взялось политизировать нашу сферу. Очень нехорошая тенденция. Строительство государства нелегкий процесс и могут быть непредсказуемые препятствия. Поэтому ни под каким видом нельзя делить народ на наших и не наших. Народ – это все мы. Даже оппозиция.
…Если Гарибян не знает, что такое «Артавазд», которым наградили балет «Чиполлино», то это опасный синдром. Почти то же, что говорит большой начальник Огурцов из известной «Карнавальной ночи»: «Ну и что, что квартет? Добавьте еще людей – будет большой массовый квартет». Минкультуры надо научиться признавать ошибки – ошибаются все. И надо оставить Оперу, другие театры в покое, они сами разберутся, как лучше работать.