Весь этот “Цирк”

Культура14/12/2017

В Доме художника был «Цирк». Целую неделю. Не сам цирк, а выставка. «Цирк» закрылся, ощущения остались.

Посетителей было много, людям было приятно вспомнить ощущения давних лет. На вернисаже дала представление цирковая студия Соса Петросяна. Напомним, цирка в Ереване нет много лет, а новое здание откроет двери через год. Хочется так думать. Пока же Геворг Багдасарян, энтузиаст-одиночка, который уже несколько лет радует соотечественников тематическими выставками – помните, «Танец», «Лошадь», «Ню» и другие – в этот раз уже седьмой — предложил коллегам тему цирка. И попал в точку, ибо откликнулись более 80 художников со своими 120, и даже больше, работами.
Вообще-то совсем не удивительно, цирковое искусство испокон веков привлекало художников. Эта тема позволяет авторам и зрителям расслабиться и получить удовольствие. Тема далекая от постылой политики и ужасов времени. К жонглерам, акробатам, атлетам обращались еще древнеегипетские мэтры. В Средние века любили изображать канатных плясунов, опять же акробатов, а также всяких дрессировщиков с медведями, собаками и обезьянами. И далее без перерывов – до наших дней.
Многолик и красочен образ цирка у Дега, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Сера. Далее следуют – назовем самых-самых – Пикассо, Шагал, Дали. Увы, в армянском искусстве художников, увлекшихся цирком, совсем немного. Самый последовательный – Роберт Элибекян, автор восхитительных картин и рисунков. В экспозиции, организованной Геворгом Багдасаряном, его работ, к сожалению, нет. Имен называть не буду, все участники постарались. Самое главное: большая часть экспонатов — новые работы. Цирк – спасительная тема. Когда наступает творческий кризис, а он, этот кризис, рано или поздно действительно наступает, подкравшись совсем незаметно, то тоскующие художники обращают взор в сторону цирка. Особенно к клоунам. Клоунов – нарисованных и изваянных – бесчисленное множество. Так сказать, излюбленный персонаж. Или во весь рот улыбающийся, или грустный. Грустных много. Почему-то считается, что клоун, он же «рыжий», непременно должен быть грустным. Или трагическим. Традиция такая. Смех сквозь слезы. Так вот в нашей экспозиции клоунов тоже много. И клоунов вообще, и конкретно Леонида Енгибарова. Он вроде бы бренд нашего цирка. Никакой другой знаменитой персоны армянского цирка художники в своей памяти не нашли. А ведь был Степан Исаакян с бегемотом Мануком, была дрессировщица собачек, «бронзовые» братья. Ну ладно, приехали. Не знали, не удосужились. В итоге 120 картин, рисунков, скульптур о цирке. Феерия под куполом. Воздушные гимнасты, акробаты, опять же клоуны разные. Искрящийся манеж, цветные костюмы, прожекторы – одним словом, атмосфера веселого, местами грустного (клоуна!) праздника, который давно уже не с нами. Праздник, который будет через год. Пока же благодаря неизбывной энергии Геворга Багдасаряна «Цирк» ненадолго оказался в Доме художника. Авторы старались как могли и в экспозиции было немало красивых работ. В рамках традиции и вне ее. Было на что глаз положить. Геворг Багдасарян обещал каталог. Все организованные им выставки заканчивались отличным каталогом. Так будет, он обещает и в этот раз. Без всяких слов. Следующая его задумка – выставка «Родители». Серьезная тема. Не то что цирк. Будем ждать. Пока же некоторые авторы презентовали свои работы для музея при новом ереванском цирке.