Вануш Ханамирян – легенда танца

Культура09/12/2017

Близкие, коллеги, ученики отметили 90-летие Вануша ХАНАМИРЯНА (1927-2011) – подвижника армянского танцевального искусства, артиста балета, танцора, хореографа и педагога. Он был обаятельным, улыбчивым человеком, которого публика любила на протяжении всего его творческого пути, начавшегося с того дня, когда он совсем еще юношей стал солистом балетной труппы Театра им.А.Спендиарова.

Вануш исполнял ведущие партии во всех балетных спектаклях театра: армянских и классических. Зритель подчас шел именно на Вануша. Его вулканическая энергия, артистизм, отточенное мастерство позволили создать такие сложные образы, как Спартак, Давид Сасунский и многие другие. Не случайно, увидев Спартака-Вануша, Арам Хачатурян не сдержал эмоций: «Именно таким я представлял Спартака, создавая свой балет!» Такое мнение дорогого стоит. Это высшее признание мастерства артиста автором, который был крайне скуп на похвалу.
На сцене театра Вануш Ханамирян выступал много лет, на его счету более 30 спектаклей, в каждом из которых он выкладывался сполна. Карьера балетного артиста, к тому же солиста, не слишком длинна, и Вануш Ханамирян уступил сцену следующему поколению.
В это время творческая судьба артиста совершила резкий поворот. В 1968 году ему предложили стать художественным руководителем Госансамбля танца Армении. К тому времени это был вполне состоявшийся коллектив, имевший богатую гастрольную географию. Ансамбль танца был гордостью армянской культуры и в значительной степени ее брендом. Ханамиряну предстоял нелегкий выбор, ведь практически совсем не просто, будучи высококлассным балетным артистом, в одночасье заняться народным танцем. Но жребий был брошен.
«Папа с детства любил танцевать, рассказывают, как мальчишкой он лихо отплясывал лезгинку во дворе по просьбе соседей, — говорит дочь артиста Гаяне Ханамирян. — Да, он долго колебался – предложение было неожиданным, — потом все же согласился. Коллектив принял его настороженно, думали, справится или нет. С первого же дня он, не боюсь сказать, жил своим новым делом. Взялся за хореографию, вносил классические элементы в народный танец. Пересмотрел и обогатил репертуар. Новые танцы требовали соответствующих костюмов и он подолгу с художниками обсуждал эскизы. Конечно, папе было нелегко, но, я думаю, он преодолел все трудности. Его постановки пришлись по душе и артистам, и зрителям. Домой он приходил после занятий и выступлений измученным, но бесконечно счастливым».
Ханамирян не жалел ни себя, ни артистов, в результате коллектив сделал заметный качественный шаг. Новое сценическое воплощение знаковых танцев, современные элементы, высокий профессионализм позволили ансамблю войти в число лучших в советской стране. Он стал востребован. Гастроли следовали друг за другом, хвалебные отзывы текли рекой, зрители повсюду радушно принимали армянских артистов. Особенно армяне диаспоры.

В 1971 году прошло труднейшее, длившееся более 3 месяцев турне по Латинской Америке – публику зашкаливало. Через три года Вануш со своими артистами триумфально выступал в городах США. После первого же концерта в Карнеги Холл «Нью-Йорк Таймс» писала: «Другого мнения здесь быть не может – армянский ансамбль танца стал большим явлением в культурной жизни Нью-Йорка». Череда престижных гастролей по городам зарубежных стран и СССР прервалась после развала страны.
«Последним детищем папы и, по-моему, самым выстраданным, стал созданный им ансамбль «Бардинер». Ему было уже за 80, но он с возрастом не считался, — продолжает Гаяне. – В детстве мечтал посадить у ереванского дома, в котором он родился и вырос, тополя. С деревьями не вышло, но мечта осталась и трансформировалась в женский ансамбль «Бардинер». Не раз говорил, что тополь вызывает у него ассоциации с женской красотой и грацией. Именно этого он добивался своей хореографией и пластическими образами».
После отца этим ансамблем руководит Гаяне Ханамирян, которая стремится сохранить и развивать заложенные им принципы. Коллектив добился заметных успехов, имеет множество наград, отмечен Гран при на международных танцевальных конкурсах в Греции и Петербурге.
Вануш Ханамирян был темпераментным человеком и на сцене, и на репетиции, и дома. «Он был взрывным, но при этом очень отходчивым и добрым, заваливал маму цветами, говорил: «Если бы не было Виктории, не было бы и Вануша Ханамиряна». Папа был истинный трудоголик, пребывающий в постоянных творческих поисках. Бывая за рубежом, он давал мастер-классы в школах, которые сам же и основал в диаспоре. Они названы его именем. Папа даже рисованием увлекся – отводил душу. Также основал Союз деятелей армянского танца и руководил им несколько лет. Его беспокоила судьба национального танцевального искусства», — говорит дочь артиста.
Вануша Ханамиряна, казалось, в Армении знают и любят все, но звездной болезнью он никогда не страдал. Главным делом жизни до последнего дня было искусство танца и зритель. Гаяне вспоминает, как много лет назад ансамбль добрался с концертом до дальней горной деревни. В зале клуба сидел лишь один зритель – старый пастух. Сельчане, как выяснилось, гуляли на свадьбе. Мэтр поколебался и решил – танцуем. В этом многим известном эпизоде весь Вануш Ханамирян. Живой человек и легенда армянского танца. Таким его знали и помнят его поклонники, ученики и коллеги.

Гаяне САТЯН