В поисках бархатных стратегий и спасительных дискурсов

В Ереване на днях группа деятелей культуры собралась для обсуждения горячей темы «Революция – с культурой и без». То есть или – или. ТВ преподнесло короткий сюжет и показало тех, кто эту тему обсуждал. Это, в частности, были министр культуры Лилит Макунц, поэтесса Виолет Григорян, архитектор Мисак Хостикян и главред всеармянской медиаплощадки «Айер» Араик Манукян. И другие.

Как полагается, вначале говорила министр и сообщила, что государство собирается сформировать для всех деятелей культуры и искусств прозрачную и справедливую конкурентную среду. Оказывается, после смены власти именно в этом остро нуждаются многие деятели культуры, потому что непрозрачность и несправедливость мешали им проявить себя в лучшем виде. Обеспечение конкурентной среды – важная задача Минкульта. Как? Лучшие модели решения проблемы обеспечат, сказала Макунц, «дискуссии на самых разных уровнях».
При этом государство ожидает создания «высших ценностей». После дискуссий с министром концептуально не согласилась поэтесса Виолет и предложила исключить из обращения слово «конкуренция». Не вообще, а из культурного дискурса. Кстати, отличное слово – дискурс. Непонятно, но актуально.
Так что конкуренции не нужно, но нужна стратегия. Слову конкуренция, а стало быть и понятию, нет места в культуре и искусстве, говорит, это понятие, присущее экономическому дискурсу. И, продолжила поэтесса, они никак, хоть убей, не отражают «правильную стратегию взаимоотношения «государство – сфера культуры». Кто бы спорил… Виолет экстатически заявила, что искусство и культура не должны давать «продукт» прямо сейчас или в обозримом будущем. Но вот знать направление стратегии люди культуры хотят сегодня. А еще Виолет сказала, что «представители культуры и искусства не требуют от государства прямо сейчас крупных денежных вливаний в культуру». Свой вдохновенный спич она завершила мыслью, что нельзя от искусства ждать коммерческой выгоды и измерять успешность того или иного деятеля числом проданных билетов или книг. Как измерять, осталось за кадром.
Мисак Хостикян мыслит иначе. Он убежден, что государство должно помочь в создании неких дискуссионных площадок. Но так, чтобы на эти площадки не проникал кто попало, а только специалисты. Наконец, Араик Манукян считает, что без революции, очевидно «бархатной», в культуре не обойтись. Совсем никак. То есть власть, разработав стратегию развития, должна показать народу, куда она его заведет. Причем в каждом виде искусства отдельно. Под занавес «обсуждения» он сделал глубокомысленный вывод, что важным элементом развития сферы должно стать образование в искусстве. Только в этом случае мы сохраним колоссальное наследие и создадим нечто новое.
На этом и порешили. Остается сформировать прозрачную конкурентную среду, сколотить дискуссионные площадки и разработать стратегию. Остальное от лукавого. Автоматом. Добавим, при подобных дилетантских обсуждениях насущных вопросов культуры она не сделает ни шагу. Пользы – ноль. Будем реалистами и для начала восстановим в селах дома культуры, будем приобретать у художников и композиторов их работы, будем снимать кино для зрителя, а не для фестивалей и т.д. Наконец, смиримся с мыслью, что пока именно государство главный игрок в культуре и искусстве, пока не появятся новые Медичи и Манташянцы. Но когда это еще будет!..