“Увы, число армян на Святой земле изо дня в день уменьшается”

Мир и мы17/04/2018

Предлагаем интервью корреспондента “НВ” Владимира ВАРТАНЯНА, много лет прожившего в Израиле. После очередного пасхального скандала в Иерусалиме он связался с настоятелем монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ, кандидатом богословия, архимандритом Гевондом вардапетом Оганесяном (на снимке). Интервью с ним публикуется ниже. Заметим, вардапет в беседе был в меру дипломатичен, избегал острых углов, что, видимо, вполне уместно…

В дни моей жизни на Святой Земле я не раз бывал в Армянском квартале Иерусалима. Даже если вы туристом оказались в Восточном Иерусалиме, хотите попасть в Армянский квартал, но не знаете дороги, спрашивать прохожих вам не придётся. Армянский квартал вы узнаете сразу по флагам Армении, гордо развевающимся над знаменитой Таверной и ещё в двух-трёх местах. С пути здесь вы тоже не собьётесь: названия говорят сами за себя — улица Армянской Патриархии и, конечно же, улица Арарат.
В Соборе Святых Яковов есть богатая библиотека, в том числе книги и на русском, из которых любознательные посетители могут многое узнать не только об армянской истории, но и о центре земных сил — Иерусалиме. Но вопросы у вас будут в любом случае, и если вы начнёте задавать их служителям Собора, людям очень приветливым и доброжелательным — говорю это на основании собственного опыта общения с ними — они вежливо посоветуют вам обратиться к отцу Гевонду вардапету, настоятелю монастыря и автору книг, как духовных, так и исторических.
К сожалению, во время моего пребывания в Иерусалиме мне так и не довелось пообщаться с этим замечательным человеком: жизнь на Святой земле диктовала своё и в Иерусалиме я бывал крайне редко. В Армении же, общаясь с самыми разными людьми, я обнаружил в них живой интерес к Армянскому Иерусалиму и, конечно же, сразу же вспомнил о Гевонде вардапете — кто лучше, чем он, сможет рассказать людям о том, что их волнует?
Уважаемый Вардапет любезно согласился дать интервью для нашей газеты.

— Армяне живут в Иерусалиме и в Палестине, в частности, на территории современного Израиля, уже более двух тысяч лет. Чем был Иерусалим для армян на протяжении многих веков и что значит Иерусалим для армян в духовном и историческом смысле сегодня?
— Со времен Св.Абгара, царя Малой Армении, когда его жена Елена после смерти своего супруга посещает Иерусалим, для армян Иерусалим становится местом паломничества, которое набирает силу уже при Святых Григоре Лусавориче и Трдате. С IV-го века в Иерусалиме и в других городах Святой земли армянские царские и княжеские дома начинают строительство церквей и монастырей, заселяя их армянским духовенством и монашеством. И несмотря на войны тех времен, поток армянских паломников, можно сказать, почти не прекращался. Но уже со времен крестоносцев, когда на Святую землю прибывает множество киликийских армян — мастеров и строителей, то Иерусалим становится уже не только местом для паломничества, а местом для жительства армян, то есть домом. Так образуется Армянский квартал. И сегодня Иерусалим, или Сурб Еркир, для верующих армян является домом, местом паломничества, а самое главное — своего рода мировым духовно-стратегическим центром.

— Иерусалим и Палестина или, как её называют евреи, Эрец Исраэль, является главной святыней иудаизма. Израиль претендует сегодня на монополию во всём, что касается Иерусалима. С другой стороны, мусульмане, и прежде всего палестинские арабы, также отстаивают свои права на Иерусалим. Вместе с тем самым древним народом, скажем так, этно-культурной общностью из живущих сегодня в этом городе, являются армяне, построившие на Святой земле первые часовни и являвшиеся хранителями Храма Воскресения Христова вплоть до Парижского конгресса 1856 года. И в связи со всем перечисленным выше у меня возникает такой вопрос: могут ли армяне считать Иерусалим армянским городом в той же степени, в какой считают его своим евреи или арабы?
— Считать Иерусалим армянским в контексте вашего вопроса, мне кажется, будет неправильным. Но все же существует Армянский Иерусалим, который является частью самого Иерусалима и самим Иерусалимом. Армянский Иерусалим — это город внутри города, как это любят называть многие гиды.

— В СМИ время от времени появляются сообщения о конфликтах между Армянской Апостольской Церковью и представителями греческой, иудейской и другими конфессиями. Наверное, непросто складываются отношения Армянской Апостольской Церкви и с участниками бесконечного палестино-израильского противостояния — собственно государством Израиль и Палестинской администрацией. Я не спрашиваю о причинах этих конфликтов (если захотите рассказать, я буду вам очень признателен), но есть ли шанс разрешить эти конфликты, прийти если не к миру и согласию, то по крайней мере к взаимопониманию? И если такой шанс есть, то в чём вы его видите?
— Конфликты на Святой земле были всегда и будут. Каждая сторона старается защищать свои права своей правдой и неправдой, силой и возможностями…
Армяне по сущности миролюбивы и более защищают свое, чем претендуют на чужое. Это показывает история армянского народа как в самой Армении, так и на Святой земле. Мы стремимся решать конфликты мирным путем и жить в мире с представителями всех конфессий.

— Как и чем живёт сегодня Армянский Иерусалим? С какими проблемами сталкиваются жители Армянского квартала и как вы видите будущее армянской общины на Святой земле?
— Число армян на Святой земле изо дня в день уменьшается. Из-за этого увеличиваются смешанные браки с арабами, как православными, так и с католиками. Молодежь из-за отсутствия домов или высоких цен на аренду избегает создания семей. Помимо прочего, цены на жизнь высокие. Не хочу прогнозировать будущее, но в последние годы увеличилось число невест из Армении.

— Если можно, немного расскажите о себе и о своём творчестве как историк и писатель. Вы родились в Армении?
— Я ереванец, окончил школу им.Камо. Потом столичный техникум радиоэлектросвязи. Почти семь лет проработав по специальности на ереванской МТС, в 1997 году поступил в иерусалимскую семинарию Армянской Патриархии. В 2000 году был рукоположен в иеромонахи с именем Гевонд в честь Св.Гевонда, а в 2010 получил вардапетскую степень. В 2001 заочно поступил в Московскую Духовную Академию, где в 2004 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Нравственное учение Святого Армянской Церкви Григория Татеваци». В 2006 году на основе этой диссертации была издана моя первая книга: «Нравоучение Святого Григория Татеваци», которая переиздавалась до пяти раз. По сей день уже издал девять книг. Себя не считаю писателем, а тем более историком.
Люблю фотографировать. Это у меня с детства. Сегодня снимаю на iPhone, что очень удобно и практично, даже фотографии для одной из моих книг — фотокниги: «Армянский Иерусалим. iPhoneography», снимал на iPhone-e. С 2005 года и по сей день, можно сказать, живу также и виртуальной жизнью. Начинал с форумов… Сегодня в основном пишу для FB. Веду также видеоблог на канале youtube. Снимаю свои проповеди, наши богослужения, были даже и интервью.

— В чём видите свою миссию здесь, в Иерусалиме?
— Будучи вардапетом свою миссию вижу в проповеди Слова Божьего всеми возможными на сегодня средствами. А поскольку являюсь членом монашеского братства Свв.Яковых, свою миссию также вижу в сохранении Армянского Иерусалима.