Туманная судьба «Чнчика»

Культура20/02/2018

Кинопроизводство в Армении — это сложный лабиринт с труднопредсказуемым выходом. Девять лет назад режиссер Арам ШАХБАЗЯН снял весьма перспективную, как казалось, картину «Чнчик» -полнометражную кинопродукцию Германии, Нидерландов, Швейцарии и, конечно, Армении. Но не тут-то было. Полнейшим сюрпризом стала пропажа исходного материала, который проявили в московской лаборатории. Потом недосчитались денег, которые должна была внести в общий инвесткотел Армения. Как сложится дальнейшая судьба фильма, большой вопрос.

 

— Бюджет «Чнчика» составил примерно 600 тысяч евро, — говорит Арам Шахбазян, — мы должны были инвестировать что-то около трети. Внесли только 15 процентов. Как бы ни было, съемки завершились в конце 2009 года, мы готовились начать монтаж, но…

— Грянул гром?
— Еще какой! Шок и ужас! Московская студия «Саламандра», которой мы доверили проявку снятого материала, закрылась, а пленка исчезла. Представьте наше положение. Искали целый год, все нервы истрепали, наконец нашли в российском Госфильмфонде. Повезло, так как после закрытия «Саламандры» пленки могли исчезнуть с концами, они ведь были «неоплаченные». Наконец, деньги – всего несколько тысяч долларов Минкультуры смогло наскрести и мы выкупили проявленную пленку, сканировали ее, смонтировали…

— И что же дальше?
— А дальше опять мы в ожидании денег. Уже несколько лет.

— Сколько не хватает? Из обещанных.
— 26 миллионов драмов. Всего-то. Мы завершили картину в цифровом формате и откажемся от печатания копий, чтобы вышло подешевле. Деньги нужны для написания музыки, цветоустановки и прочего постпродакшена. Еще в 2009 швейцарская фирма «Вентура» готовилась вложить в завершающийся этап производства 25 тыс. евро, но так все безнадежно растянулось, что они отказались от этого намерения.

— Говорят, что «Чнчику» все же выделят деньги и вы наконец сможете его завершить.
— Вилами писано. Мы пока опять в режиме stend ap. Ничего конкретного нет. При том что министр Амирян, новое руководство Национального киноцентра и худсовет заявили, что деньги будут. Но когда? Никто не знает когда.

— Но в списке неоконченных проектов Киноцентра есть фильмы, которые, получив и потратив госсубсидии, не сняли и десяти минут полезного материала. Неужели в механизме нашего кино ничего не изменилось? Ведь обещали золотые годы…
— Надеюсь на подвижки, но пока ничего не ощущаю. Могу сказать одно: после независимости у нас абсолютно отсутствует политика развития кинематографа. А может быть отсутствие и есть политика? Наш «Чнчик» – яркий тому пример. А сколько фильмов получили государственные деньги на все 100 процентов! Где эти картины оказались после премьерного показа? Все потому, что нет закона о кино. Потому что фильмы делались по принципу кумовства, родственных и прочих связей.

— Но ведь ваш фильм еще на стадии сценария прошел международную апробацию и экспертизу.
— В том-то и дело. В основе сценария реальная история, которую мы преподнесли как притчу, трагическую сказку. Наша история разворачивается в деревне, она понятна и армянскому, и зарубежному зрителю. 14 лет назад мы подали заявку на проект и получили одобрение швейцарской фирмы AVANTI, которая занималась программой развития кино на Южном Кавказе. Потом целый год писали сценарий, который «заработал» инвестгранты и софинансирование. Мы фактически собрали две трети бюджета.

— Иначе говоря, зарубежные инвесторы ждут не дождутся «Чнчика», а Армения и пальцем не шевелит, чтобы его наконец выпустить на свой экран.
— Получается так. Главное, не растерять крохи надежды.

— Сидеть и ждать?
— Ну почему так. Сейчас делаю документальный фильм о мироварении в
Св.Эчмиадзине и освящении миро. Это очень интересно, ведь происходит раз в семь лет. Начал съемки в 2015 году, когда состоялась очередная церемония, освященное масло отправилось в армянские епархии по всему миру. Мы побывали в Сирии, Иерусалиме, Буэнос-Айресе, в Твери и Апаране. Фильм реализуется на ТВ «Шохакат». Параллельно пишу сценарий игровой картины, но говорить о ней еще рано.

***
Режиссеру Араму Шахбазяну 46 лет, он окончил Ереванский институт театра и кино и Французскую национальную киношколу. Снял более десяти игровых и документальных фильмов. Картина «Москвич», любовь моя» удостоилась наград международных кинофестивалей. Она признана лучшим художественным фильмом кинофестиваля «Гранат» в Торонто.