Тифлисские картинки от Вагаршака Элибекяна

Культура08/05/2018

В зале Эстетического центра открыта выставка произведений Вагаршака Элибекяна – родоначальника династии художников. Выставка задумывалась к 115-летию рождения, но несколько запоздала. Но дата это лишь дата, а работами этого мастера можно любоваться в любое время. Они источают душевное тепло и доброту. В наше время это редкость.

Вагаршак Элибекян — коренной тифлисец, по крайней мере и отец его, и дед были уроженцами этого города. Отец Арутюн был весьма уважаем. Не рядовой человек: старейшина амкарства слесарей. А слесари тогда были сильно востребованы. Нарасхват. Вагаршак изначально увлекся рисованием настолько, что три года посещал студию при Айарттуне, где Гиго Шарбабчян стал его первым и единственным учителем. Но скоро жизнь выкинула номер: Вагаршаку представился случай стать директором Армянского ТЮЗа и он, конечно, согласился. Живопись осталась в стороне. Правда, иногда оформлял спектакли, но это было совсем не то. А еще он оформлял городские праздники — нестандартно и потому театрально. Дух театра вселился в него однажды и навсегда.
А потом случилось то, что случилось. Как говорится, в один прекрасный день он взял в руки кисти, кусок холста и… И пошло-поехало. Жизнь обрела новый смысл. Тогда Вагаршаку Элибекяну было уже хорошо за 60, с директорством в театре он уже расстался. Он был свободен и независим. Наедине со своими воспоминаниями о Тифлисе времен юности. Он не особенно мучился в поисках своего языка. Получилось едва не сразу. Все некогда виденное становилось зримой явью. Рисовал вдохновенно, по крупицам восстанавливая, воскрешая образы того, ушедшего в небытие Тифлиса. Но кисть Вагаршака Элибекяна вырисовывала вовсе не фотографические картинки, а нечто на тему старого Тифлиса. Более яркого, красочного, необыкновенного. В небольших полотнах разворачивались целые спектакли. На фоне зданий, церквей, бань, мастерских и прочего городского антуража веселятся мастеровые, торговцы, рыбаки, кинто, кекелки, духанщики, знатные господа с дамами, дети — вся городская публика плюс всякая живность.
Вначале, пока руки и глаза не обрели виртуозную сноровку, он рисовал крошечные сцены с одиночными или несколькими персонажами, но очень скоро его Тифлис стал более многолюдным, люди занимались множеством дел, пировали или фланировали, любили и страдали. Мизансценам, поставленным Вагаршаком Элибекяном, нет счета. Любая картина мастерски скомпонована и потому убедительна. Убедительности добавляют реальные дома, улицы, приметы городского пейзажа и особенно вывески. Тут он не знал удержу. Можно только представить, как он усмехался в усы, выводя “Имеица свежи умы” (т.е.мозги), “Духан. Не уезжай, голубчик мой”, “Духан бедни Сандро”, “Шио. Чусти шио” — они прямо источают аромат минувших дней. А как замечательно смотрится вывеска “Слесарная мастерская Арутина Элибекянца”!

Впервые свои работы он показал широкой публике в 1976 году. Успех был ошеломляющим. Успех вдохновил. Через несколько лет он перебрался в Ереван, зажил в иной среде, но увлечения, ставшего духовной потребностью, не оставил. Он работал с новой энергией. Тифлис Элибекяна стал едва ли не хрестоматийным… Он воссоздавал даже то, что никогда не видел, но чувствовал сердцем, например Саят-Нову. Целый цикл о великом поэте, любимце Тифлиса. Коллизии из жизни ашуга.
Бесхитростные и искренние картины Вагаршака нравятся, пожалуй, всем. Их надо рассматривать долго и внимательно, выискивая мельчайшие характерные детали Тифлиса, особенно армянского. Воспоминания и ушедшие грезы материализовались в картинах Вагаршака Элибекяна, которых он нарисовал, по приблизительным подсчетам, более полтысячи. Многие разошлись по домам, частным и музейным коллекциям, унося с собой свет доброй и светлой души автора.
Он создал осязаемый миф о Тифлисе и оживил его своей кистью. И сердцем.