Темная история взятия Шуши

Политика31/08/2021

Шуша, или, как называют город армяне, Шуши — первая столица Нагорного Карабаха, где старинные церкви соседствуют с мечетями. Это не только стратегически важный пункт, но и город-символ как для Азербайджана, так и для Армении. Потеря Шуши в ходе первой карабахской войны (1992-1994) стала самым болезненным ударом для азербайджанцев, а город покинули тысячи беженцев. Четверть века спустя история повторилась, только на этот раз Шушу покидали армяне. В ходе второй карабахской войны Азербайджан вернул себе город. Корреспондент «Ленты.ру» отправилась в главную карабахскую цитадель и увидела, что происходит в городе, за который было пролито так много крови, и как живут в Шуше оставшиеся там армяне.

Комментарий «НВ»

Репортаж Галины Ивановой вызвал определенный интерес – живой рассказ все же. Но, увы… Ее сопровождали азербайджанские пропагандисты, что просматривается в каждом предложении. Одним из главных «гидов» стал историк, ярый армянофоб Ризван Гусейнов. Из тех историков, которых во множестве штампуют в Азербайджане. Понятно поэтому, что Г.Иванова не потрудилась ознакомиться также с армянскими источниками об истории Шуши, иначе бы знала, что на Шушинском плато, где город, были обнаружены многочисленные памятники IX-XVII веков с армянскими надписями. Короче говоря, основал ли Шушинскую крепость предводитель кочевого племени Саранджалу Панах-хан – большой вопрос. Шушинские ханы-персы об этом племени и знать не знали. При Панах-хане Шуши был поселением, лишенным национальной самобытности, хотя и населяли его в основном армяне из окрестных сел. В 1805 году Карабах добровольно вошел в состав России, к этому времени больше 90% его населения составляли армяне. Ханство было ликвидировано в 1822 г., а в 1846-м Шуши получил статус города. Он интенсивно развивался по российским генпланам и к концу века стал одним из крупных деловых и культурных центров Закавказья. Здесь было 10 армянских учебных заведений, 5 типографий, сотни армянских магазинов, мастерских, гостиниц. Знаменитый армянский театр Хандамирянца. До 1920 года в Шуши выходили 22 газеты: двадцать армянских и две русские. Первая книга на армянском, изданная в Шуши, отмечена 1828 годом. Из текста «Ленты.ру» следует, что армяне стали стекаться в Шуши, и только. Армянское присутствие в городе подверглось тотальному уничтожению в марте 1920 года, когда были разрушены и преданы огню армянские кварталы, т.е. три четверти города. Руины оставались вплоть до конца 1960-х, потом их и вовсе срыли вместе с армянскими кладбищами. Знает об этом автор, а может, знает и не смеет даже пикнуть? Но о чем мы говорим, если сам варчапет Пашинян как-то подверг сомнению, является ли город Шуши армянским. Типа речь не об истории, не о том, кто основал Шуши, а о том, кто жил в начале ХХ века. И это на фоне людоедских заявлений Алиева, что армяне – ненавистный враг. После «возвращения» Шуши истребление армянского наследия ведется скрупулезно и планомерно, как и по всему Азербайджану. Исчезли музеи, исчез парк скульптур – итог международных шушинских симпозиумов. «Армяне неохотно восстанавливали город», — пишет автор. Да, надо признать восстанавливали медленно, поскольку основное внимание уделяли основательно разрушенной в первую войну столице – Степанакерту, ведь он «простреливается» из любой точки Шуши. После 44-дневной войны в Шуши развернулось масштабное строительство. Главная цель Алиева – до последнего камня вытравить все, что напоминает об армянском городе и его культуре. Уцелевшие памятники реконструируют как албанские. Ничего этого Галина Иванова не видит. Впрочем, не одна она. Очевидно, это концепция российских СМИ. Так, в российском ТВ западло говорить о карабахской войне, начатой Баку, о военных преступлениях, совершенных азербайджано-турецкой армией. Боятся, как бы Эрдоган с Алиевым не осерчали? Наверное, так. Корреспондент «Ленты.ру» не удосужилась хотя бы ради приличия также встретиться с шушинцами-армянами, беженцами. В Армении, конечно. А как живут армяне, оставшиеся в Шуши, она так и не рассказала. Их нет.

Темная история взятия Шуши

«Горы видите? Вон там вдалеке. Это и есть Шуша! Наш карабахский Иерусалим», — горделиво говорит водитель Руфат и резко давит на газ. Навстречу мчатся грузовики с щебнем, цементом, кирпичом. «Вот по этим ухабам наши солдаты в ноябре 2020 года совершили марш-бросок на Шушу. Непроходимые козьи тропы! Но тактика сработала, мы застигли армян врасплох», — рассказывает историк и ветеран первой карабахской войны Ризван Гусейнов. Сдача Шуши в мае 1992-го болезненно ударила по азербайджанцам. Жители страны обвиняли власти, военных, друг друга в том, что не удержали город. Но потом пришло понимание, что потеря была закономерной: сменявший один за другим кризис в правительстве, неукомплектованная армия — все это повлияло на ход и итоги войны. Несмотря на поражение и последовавшие переговоры по карабахскому урегулированию, Баку не скрывал, что вернуть Шушу — дело принципа. До прошлой осени дальше разговоров дело не шло. Шуша — главная цитадель Нагорного Карабаха. Город расположен высоко в горах и считается важной военно-стратегической точкой Кавказа. Отсюда Степанакерт — административный центр непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) — как на ладони. «Степанакерт простреливается из любой точки Шуши. Во время первой карабахской мы этим пользовались и даже перебросили сюда установки «Град», — вспоминает Гусейнов. — Но армяне переломили ситуацию. Они окружили город и заблокировали выходы. Люди в панике бежали по единственной открытой дороге в Лачин. Военные продержались в осаде несколько дней, но потом отступили». 

Армянские военные полагали, что, как и в первой карабахской войне, Баку сосредоточится на прорыве северной линии обороны, которая проходила в городе Мардакерт, в 60 километрах от Степанакерта. Там армяне и сосредоточили основные силы. Город остались охранять в основном местные ополченцы. После перехода под контроль азербайджанцев Гадрута — города на стыке Нагорного Карабаха и юга Азербайджана — армяне забили тревогу. Они наконец осознали, что Алиев нацелился взять Шушу. Наступление началось 5 ноября 2020 года. «В сторону Красного базара действительно двинулась часть азербайджанских военных. Но самые боеспособные части — группа спецназовцев — отправились прямиком в Шушу. Пару недель они пешком через горные перевалы добирались до предместий Шуши. Армяне спохватились, когда село Дашалты на подступах к городу оказалось в наших руках», — рассказывает кавказовед Нурлан Гасымов. Ходят слухи, что, наступая на Шушу, азербайджанцы переоделись в армянское обмундирование. Это позволило незаметно пробраться в город. Но подтвержденных сведений, как именно шло наступление, мало. Известно, что спецназовцы несколько дней удерживали город, пока не подошли мотострелковые батальоны и полки. 8 ноября город перешел под контроль Азербайджана. «Ополченцы Шуши до последнего не признавали, что сдали позиции. Армянские СМИ писали, что в город вошли хорошо вооруженные и экипированные турецкие военные. Но при чем тут турки? Мы столько лет ждали возвращения своих земель. Что скрывать, мы вкладывались в армию», — говорит Гусейнов. Покидая город, армяне пытались подключить танки и авиацию. Но силы оказались неравны. 9 ноября Баку, Ереван и Москва подписали трехстороннее соглашение о перемирии. 44-дневная война закончилась. (Сдача армянами Шуши остается невыясненной. Упорные разговоры о неком сговоре небезосновательны. – «НВ».) 

«Это был день победы. Действительно, праздник со слезами на глазах», — вспоминает глава Бакинского центра искусств, уроженец Шуши Рафаэль Гульмамедли. Город всегда считался и культурной столицей республики. С Шушой связано понятие «азербайджанской интеллигенции». «Поэты Вагиф и Натаван, музыкант, а ныне посол Полад Бюльбюль оглы, композитор Узеир Гаджибеков — все они «шушалылар» — выходцы из Шуши», — перечисляет Гульмамедли. Поселение на крытых склонах основал в середине XVIII века создатель и первый правитель Карабахского ханства Панах Али-хан. Со временем в Шушу стали стекаться ремесленники, торговцы, народные умельцы. Армянские купцы, зодчие, музыканты и военные обживались в городе и создавали в нем свои кварталы. Но большинство жителей составляли азербайджанцы. 

Шуша считалась ключевой торговой артерией на Кавказе. В городе пересекались множество караванных путей. Купцы везли через шушинские караван-сараи шелка, ковры, восточные сладости. Мощеные улицы, каменные дома, хамамы, роскошные дворцы, церкви и мечети — по убранству улиц и архитектуре Шуша превосходила Баку и Ереван. Каменные дома, обломки тротуарной плитки, руины исторических зданий, панельные хрущевки и кое-где элитные особняки — так выглядит Шуша сегодня. Следы недавней войны повсюду. Понять дух города сразу непросто. Повсюду самосвалы с щебнем и песком, тракторы, выравнивающие дороги. Стройка кипит круглосуточно. «Дорога победы» свяжет город Физули и Шушу. «Всего 48 километров — шесть полос, потом — четыре. Ширина — 29 и 21 метр соответственно», — бросает тракторист Аскер и снова заводит двигатель. Международный аэропорт действительно строится недалеко от Шуши — в Физули. Построить взлетно-посадочную полосу в самом городе сложно из-за отвесных горных скал. Шуша славилась на весь Союз своими горноклиматическими курортами. Но город-курорт — пока лишь чертежный план. Сегодня Шуша — это по-прежнему город-призрак.

Вернуть карабахское сердце

Парадокс Шуши в том, что большинство его жителей всегда составляли азербайджанцы, но город располагался в окружении преимущественно армянских населенных пунктов Нагорного Карабаха. (До разорения города в марте 1920 года армяне составляли более половины жителей. Потом их не стало. – «НВ».) Армяне признавали значимость Шуши в культурном и историческом наследии соседей. Но за много лет совместного проживания город и для них стал родным. Армянские кварталы, церкви, школы, библиотеки, театры — все это тоже Шуша. У композитора Микаэла Таривердиева шушинские корни. В городе родился его отец Леон Таривердян. Художники Микаэл и Сергей Арутчян, музыкант Ваан Саркисян родом из Шуши. (Уроженцами Шуши были художник-классик Степан Агаджанян, скульптор Акоп Гюрджян, лингвист Р.Аванесов, химик Иван Кнунянц, русский химик Николай Зинин, ботаник Армен Тахтаджян, русский генерал-лейтенант Иван Лазарев. Это люди мировой известности. Также шушинцами-шушеци национального значения являются десятки представителей армянского искусства, науки, культуры, образования и пр. – «НВ».)

С момента основания города и до начала XX века шушинцы умели уживаться друг с другом. Межнациональные стычки случались, но люди снова находили общий язык, и жизнь более или менее налаживалась. Первые массовые погромы в Шуше произошли в 1905 году. Азербайджанцы были недовольны тем, что армяне преобладают в институтах власти. Жители армянских кварталов не скрывали, что заинтересованы в расширении влияния в городе. Вспыхнули столкновения, сопровождавшиеся поджогами азербайджанских домов. Жертвы и разрушения были и в армянских кварталах. 

В 1920-е армяне попытались организовать в Шуше восстание (?), но потерпели поражение. Армянские кварталы в городе фактически уничтожили. Каждый раз столкновения и погромы сопровождались гибелью людей, уничтожением жилых домов, архитектурных памятников, церквей и мечетей. (О каком восстании речь? Это была турецко-азербайджанская программа экспансии и уничтожения армянского Шуши. – «НВ».)

Не стала исключением и война за Нагорный Карабах в начале 1990-х. (Первая война, как и вторая, была начата Азербайджаном. Это в упор не видит Г.Иванова. – «НВ».) Азербайджанские военные разместили в шушинской церкви Казанчецоц склад ракет для реактивной системы залпового огня «Град». Бронзовый колокол продали. Уже после войны его удалось вернуть. Церковь реставрировали. После недавней 44-дневной войны в Казанчецоце снова идут восстановительные работы. Купол временно сняли. Армяне видят в этом угрозу, но в Баку уверяют: после ремонта его вернут на место. (Вернут, но церковь намерены назвать православной. Но, спрашивается, чего ради армяне в 80-х гг. XIX в. стали бы строить православный храм. Греко-русская церковь была в Шуши с 30-х гг. XIX в., ее уничтожили в 70-х. – «НВ».) 

Мародерствовали и армяне. После взятия Шуши в 1992 году они продали бронзовые бюсты трех азербайджанских музыкантов и поэтов, уроженцев Шуши. Скупщик металлолома в Тбилиси обнаружил их в одном из дворов со следами пуль. Сейчас скульптуры снова на месте — на центральной улице Шуши. Правда, испещренные пулями.

Два мира Шуши

После первой карабахской город и большинство его жителей остались в двух параллельных мирах: в высокогорье и в изгнании. Покинувшие город азербайджанцы нашли приют в Баку, Гяндже, Лачине и сотне других городов и поселков. Но всегда подчеркивали — они «шушалылар», то есть шушинцы. «В моем паспорте до сих пор указана прописка — улица Расулзаде, дом 2а. После первой карабахской мы обновляли документы. Но адрес постоянной регистрации всегда стоял шушинский», — рассказала «Ленте.ру» уроженка Шуши Мэтанэт Магеррамова, бежавшая с семей из города в 1992 году. 

Старшие классы Мэтанэт пришлись на начало 1990-х, когда между армянами и азербайджанцами вспыхнул спор о принадлежности Нагорного Карабаха. «В нашем доме жило много армян. Одноклассниц Сюзанну и Нателлу я считала лучшими подругами. Играли в куклы по вечерам, потом вместе бегали в кино и ходили друг к другу в гости», — рассказывает собеседница.

Ситуация изменилась в начале 1990-х. Родители часто отправляли Мэтанэт в магазин за хлебом. Обычно дружелюбный продавец вдруг начал спрашивать, кто она — армянка или азербайджанка. Девочка-подросток почувствовала в этом угрозу, но родители успокоили. «Отец работал хирургом в госпитале. Его знали и уважали в Шуше. У нас в доме всегда были гости — армяне, русские, украинцы — коллеги папы, — вспоминает женщина. — Когда началась война, он до последнего убеждал нас, что нельзя делить людей по национальности и мы вот-вот помиримся с армянами. Мы, дети, — верили». Единственная родственница Мэтанэт, которая и до первой карабахской с недоверием относилась к армянам, — это прабабушка по материнской линии Фатима. Каждый раз, когда у нее гостили правнуки, она спрашивала про свой шушинский дом. Потом рассказывала про столкновения армян и азербайджанцев в 1918 году и побег ее семьи из Шуши. «Я думала, что у прабабки старческий маразм. Ну какая вражда с армянами, если мы учились с ними в одном классе, ходили в гости и дружили. Потом я корила себя за невнимательность. Шок был от того, что соседи пошли на соседей», — продолжает женщина.

Долгий путь домой

Климат Нагорного Карабаха отличался от азербайджанского. Летом, когда жители Баку, Гянджи, Сумгаита изнывали от жары, они спасались в Шуше. Город считался высокогорным курортом, и жители крупных городов стремились приобрести там дачу или загородный дом. Но жизнь в горах имела и издержки, которые дали о себе знать в первой карабахской войне. «Штурм города армяне начали с перекрытия дорог к Шуше. Мы оказались в продовольственной изоляции», — рассказывает Мэтанэт. Город обстреливался со всех сторон. Как-то мать Мэтанэт вешала белье на балконе, и на ее глазах сбили вертолет. Это стало последней каплей. Она схватила детей, и семья покинула Шушу. Весной 1992-го в городе остались только мужчины. Среди них — и отец собеседницы, Рамиг Магеррамов. Он работал врачом на передовой и пока шли бои спасал людей. «Папа продолжал оперировать раненых, хотя Шушу почти контролировали армяне. Азербайджанцы бежали из города, но в мобильном госпитале работа не останавливалась. Врачи зашивали всех без разбора: армяне, азербайджанцы. Шушу они покинули последними», — вспоминает Мэтанэт. Отец спасся и после войны воссоединился с семьей. «Папа почти бредил и не верил, что Шушу взяли армяне», — рассказывает дочь. В Баку семья Мэтанэт начинала жизнь с нуля. Беженцев поддержали родственники, и жизнь более-менее стала налаживаться. «Мы стали вынужденными переселенцами на родине».

Переговоры Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию сначала вселяли надежду, что азербайджанцы вот-вот вернутся в покинутые дома. Но найти компромисс не удавалось, и многие перестали верить, что когда-нибудь это случится. До войны в Шуше жили 30 тысяч человек. При оккупации — около 3 тысяч. Армяне неохотно восстанавливали город. Видимо, чувствовали — рано или поздно он вернется азербайджанцам. Так и произошло. После возвращения Шуши под азербайджанский контроль отец Мэтанэт смог побывать в родном городе. «Когда отец вернулся из Шуши, лицо его светилось. Нам показалось, что он помолодел лет на десять. Из Шуши он привез нам воду. Мы выпили ее по глотку. Потом плакали от счастья. Годы разлуки не вернуть, но родной город снова наш», — говорит женщина.

Несмотря на войны и пролитую кровь, азербайджанцы и армяне остаются соседями. Искать точки соприкосновения придется. Мэтанэт признает, что и для многих армян Шуша — это родина. «Диалог предстоит непростой. Но пытаться нащупать почву и понять, как жить дальше, — это лучше, чем топтаться на месте», — говорит она.

Галина ИВАНОВА

(С сокращениями)