“Талант самого близкого в мире человека может стать только примером в карьере”: Армине Саркисян о матери, легендарной Раисе Мкртчян

Культура27/02/2022

Народная артистка отмечает свое 80-летие…  

Легенда армянской эстрады, на чьем вокале воспитано не одно поколение исполнителей, народная артистка РА, (да что там!) человек-эпоха- Раиса Мкртчян отмечает в эти дни свое 80-летие. На нее равнялись, ей подражали, у нее учились, причем не только певческому искусству, но и такту, бережности, вкусу, с которым она подходила к музыкальному материалу. Любое произведение в ее исполнении обретало незабываемое звучание, от которого пробирало до мурашек. В 1970- 80-е годы, в эпоху расцвета армянской эстрадной музыки, Раисе Мкртчян доверяли первые исполнения своих песен такие столпы музыкального творчества, как Арно Бабаджанян, Александр Ачемян, Константин Орбелян, Роберт Амирханян, Мелик Мависакалян, Арам Сатян…  Ее голос звучал в нью-йоркском “Метрополитен-опера”, в “Карнеги- холле”, в Сиднее, Монреале, Бейруте, Буэнос-Айресе… Но, пожалуй, самое главное достижение Раисы Мкртчян- ее талантливая дочь, джазовая певица Армине Саркисян, которая сейчас живет и работает в России.

Заслуженная артистка РФ, лауреат всевозможных российских и международных фестивалей- Армине на протяжении 17 лет была солисткой Государственного камерного оркестра джазовой музыки, основанного великим музыкантом ХХ века Олегом Лундстремом. Сотрудничала с  ведущими музыкантами современности: Анатолием Кроллом, Георгием Гараняном, Даниилом Крамером, Деборой Браун (США), Джоном Даунсом (Англия), Анти Риссаненом (Финляндия), Леонидом Пташкой (Израиль), Джоуи Мораном (США), Омарой Портуондо (Куба), Педро Кальво (Куба), Эмилио Моралесом (Куба), Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы” под управлением Владимира Спивакова, Академическим Большим концертным оркестром имени Ю.В.Силантьева под управлением Александра Клевицкого, Государственным симфоническим оркестром радио и телевидения Кубы под управлением Мигеля Паттерсона (Куба) и др.

В настоящее время Армине ведет активную гастрольную деятельность, выступает на российских и международных фестивалях, преподает вокал на факультете эстрады и факультете музыкального театра ГИТИС-а (Российского университета театрального искусства). В интервью российскому изданию «МС2» она рассказала о своей легендарной маме, о любви к семье, родине, джазу…

— Армине, как получилось, что вы выбрали джаз?

— Мои родители с детства прививали любовь к классической и джазовой музыке. Любимыми музыкантами были Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Shirley Bassey, Frank Sinatra, Dean Martin, Nat King Cole, Cleo Lane. В Армении очень развита  джазовая культура. Очень много талантливых джазовых музыкантов, таких как Мартын Вардазарян, Степан Шакарян, Левон Малхасян, Татевик Оганесян, Ваагн Айрапетян, Армен Мартиросян и многие другие. В таком городе и в такой семье сложно не любить джаз!

— Талант мамы никогда не мешал вашей карьере?

— Талант самого близкого в мире человека может быть только примером в карьере. Я родилась в то время, когда мама была на пике своей популярности… Я могу бесконечно перечислять ее заслуги, она воистину Народная певица и я безмерно горжусь своей любимой мамой! Быть дочерью такой женщины, которая при всех своих регалиях самой главной в своей жизни ценностью считает свою семью – огромное счастье, но еще и большая ответственность. Родители бывают разными – одни желают своим детям звёздной карьеры, а мои понимали всю суетность и сложность этой профессии, и, желая своей дочери спокойного семейного счастья, всячески ограждали от выбора »неправильного» пути. Но, как видите, я их  разочаровала… (улыбается).



Творческая атмосфера , репетиции, подготовка к концертам, рождение песен, работа над ними и, наконец, концерты — вот в чем я росла. С детства была окружена множеством талантливейших и одареннейших музыкантов, среди них — Арно Арутюнович Бабаджанян, Роберт Бабкенович Амирханян, Мартын Цолакович Вартазарян, Степан Шакарян и многие другие.  Окончила музыкальную школу им. П.И.Чайковского по классу фортепиано, затем — фортепьянный факультет Ереванской государственной консерватории им. Комитаса.  Cледующая страница связана уже с Москвой  — в 1995 году я поступила в РАМ имени Гнесиных. Сейчас, когда всё это в прошлом, мне кажется, что это поступление было подарком судьбы и укрепило мою веру в то, что я выбрала правильную дорогу. Гуляя по Москве, и оказавшись на Поварской, я обратила внимание на вывеску РАМ им. Гнесиных. Был яркий, солнечный день. Решила войти. После недолгого общения с доброй бабушкой на вахте (она  любезно рассказала мне, что проходит III тур вступительных экзаменов, взяла у меня паспорт и посоветовала попробовать свои силы) я вписала себя в список и зашла на экзамен по вокалу. Вы можете не верить, но всё было именно так — я сразу поступила  на второй курс (так как за плечами была консерватория)  в Российскую академию музыки им. Гнесиных  по специальности эстрадно-джазовое пение. Йосиф Давыдович был председателем комиссии. Это была моя первая, значительная победа в Москве. Чудеса cлучаются. Еще до поступления в академию, в 1994 году началась моя активная концертная деятельность и первые гастроли  с легендарной группой «Лига блюза» Николая Арутюнова. Участвовала в сольных концертах и студийных проектах с российскими эстрадными звездами: Ю. Антоновым, О. Газмановым, А. Глызиным, С. Павлиашвили, ВИА «Надежда» и многими другими.

— После поступления в РАМ Гнесиных вы стали солисткой оркестра Олега Лундстрема. Как это удалось молодой девушке, приехавшей из Еревана без каких либо предварительных договоренностей, без поддержки? Или сыграла свою роль поддержка мамы?

— В 1997 году меня пригласили работать в оркестр имени Олега Лундстрема и по сей день я являюсь солисткой этого выдающегося и моего любимого оркестра. Я родилась под счастливой звездой. Мне везло. И самое главное – я делала то, что очень любила. Недавно я прочла одно высказывание, оно очень мне понравилось: “У Бога нет других рук, кроме твоих. Никто другой не сможет привести вас к вашей мечте “. Всё очень просто, надо просто работать над собой и верить в себя. Что касается мамы, она была против моей певческой карьеры, поэтому ни о какой поддержке и речи не было. Сейчас я думаю, что она хотела уберечь меня от той трудной судьбы, о которой сама знает не понаслышке – судьбе эстрадной певицы. Все, что я делала,  — делала самостоятельно, а победы и провалы закаляли меня. Моя одержимость музыкой очень помогала мне в жизни.

— Есть у вас какие-то правила сценического поведения?

 – Мы в течение жизни постоянно учимся и развиваемся. Когда судьба дарит нам встречи с настоящими мастерами-учителями – это высочайшее счастье. Именно эти встречи помогают нам найти себя настоящих, это длительный путь — путь к себе.