Та самая Кекел…
В Доме кино прошел вечер, посвященный 100-летию актрисы Татьяны МАХМУРЯН, исполнившей роль Кекел в знаменитом фильме “Пэпо”. Вечер получился теплым и камерным — собрались люди, которым не только было приятно вспомнить актрису, но и пообщаться в тесном кругу. Собравшимся было предложено жизнеописание актрисы, фотографии и фрагменты из фильмов. В первую очередь из легендарного “Пэпо”… Подоспела и книга об актрисе и ее муже — замечательном операторе Дмитрии Фельдмане. Ее подготовила дочь Елизавета Фельдман.
…Все решил случай. На юную Татьяну обратил внимание помощник Амо Бек-Назарова Амаси Мартиросян. Бек-Назаров сразу увидел в девушке актерский талант. Она снялась в нескольких немых фильмах, пока не наступила очередь судьбоносного “Пэпо”. Она прошла суровый конкурс и ко всеобщей радости была утверждена на роль Кекел. Ее звездный час. Успех был громким и долгим. Татьяна Махмурян стала подлинной звездой и всеобщей любимицей. “Пэпо” виртуозно снял оператор Дмитрий Фельдман, с которым актриса связала свою жизнь. “Пэпо” триумфально демонстрировался по советской стране и прежде всего в Закавказье — всем он оказался близок и дорог. Одним из слагаемых этого успеха была великолепная игра молодой актрисы…
К сожалению, дальнейшая кинематографическая судьба Татьяны Махмурян сложилась далеко не лучшим образом. Ее сняли в эпизодической роли в “Давид-беке”, и больше она на экранах не появлялась. Иначе как парадоксальностью армянского кино это не объяснить. И еще один парадокс. Когда в 1970 году в Париже отмечали 35-летие “Пэпо”, туда устремились несколько киночиновников. О единственном живом герое фильма почему-то забыли… О ней вспомнили в 1982 году, когда С.Бабаян снял в “Крике павлина”. В последний раз она сыграла в фильме Э.Кеосаяна “Вознесение”, снятом в 97-м. Через два года Татьяны Махмурян не стало.
Несмотря на столь долгий “простой”, сферу культуры она не покинула — работала в Картинной галерее вначале блестящим гидом, а позже продуктивным научным сотрудником, составителем первого фундаментального каталога галереи. Именно ей доверили перевозку в Ереван из порта Лиепая бесценного груза — скульптур Акопа Гюрджяна, завещанных мэтром родине. С 1965 года она “директор передвижных выставок” Дома художника, по сегодняшней терминологии — арт-директор. Татьяна Львовна была экспозиционером, а часто и организатором множества выставок и в Ереване, и в других городах. Ее экспозиции были далеки от принятых стандартов и отличались живостью и внутренней драматургией. Она дружила со многими художниками начиная от великих варпетов до Минаса и других, менее известных. Все одинаково любили ее — умную, интеллигентную и очаровательную Татьяну Львовну. Это не была формальная любовь, а зов сердца. Такой она и осталась в памяти. А в кино — навсегда.
Соб.инф