Сумгаитские события 88-го на сцене театра Станиславского

Культура23/01/2018

Русский театр имени К.Станиславского решился на ответственную постановку документальной пьесы “На улице Мира”, посвященную 30-й годовщине Сумгаитских событий. Режиссер спектакля НОРА ГРИГОРЯН. Премьера состоится в начале марта.
Театр сегодня переживает трудный период своей истории – в конце октября ушел из жизни его многолетний руководитель и главный режиссер Александр Григорян. Коллектив преодолел горечь потери и работа постепенно вошла в привычное русло. Открытым остается вопрос художественного руководителя театра. Озвучиваются разные имена, среди которых и актриса и режиссер Нора Григорян, дочь Александра Григоряна.
Корреспондент «НВ» встретился и побеседовал с Н.Григорян, речь пошла о ближайшей премьере.

 

— Нора, пьесу о Сумгаитских событиях поставить нелегко. Как вы решились?
— Действительно, очень трудно. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что взялись за нетрадиционный по жанру, но крайне актуальный и нужный нашему зрителю спектакль. Пьеса, автором и режиссером которой я являюсь, основана на документальном материале по Сумгаиту — хронике, фактах, воспоминаниях, на публикациях нашей прессы — материалах сборника “Обыкновенный геноцид”. Мне очень помогают журналистка Марина Григорян и Марина Мариносян. Мы понимаем, что идем на риск, но это тот случай, когда риск — благородное дело. Можете себе представить: читать о Сумгаите или смотреть хронику о нем — уже мучительно трудно и вызывает сердечную боль, а в нашем случае те давние события как бы вживую идут навстречу зрителю и выдержать эту встречу эмоционально будет нелегко. Нам концептуально важно, чтобы спектакль удался. Название пьесы не случайно — в ней будет показан и мирный Сумгаит, и то, что произошло позже.

— Театр остался без своего признанного руководителя Александра Григоряна. Вам наверняка приходится учиться жить без него.
— Мы действительно учимся жить без него, но как бы это ни было сложно, должны идти дальше. В репертуаре театра прочное место заняли такие его постановки, как “Левая грудь Афродиты”, “Одноклассники” и другие пьесы, поставленные по произведениям известного писателя Юрия Полякова — очень интересного, оригинального автора, “Лунное чудовище” по пьесе американца Р.Калиноски, “Кум Моргана” Ширванзаде и многие другие. Мы обязаны быть достойными памяти Александра Самсоновича.

— Вопрос, который волнует всех театралов: кто будет руководителем театра?
— Я думаю, что вопрос нового худрука сразу решиться не может – нужно время. Пока же мы работаем всей труппой вместе с директором театра Фредом Давтяном. Только что успешно сдали премьерный детский спектакль “Щелкунчик” и, думаю, он займет свое место в репертуаре. Должна сказать, что театр уделяет большое внимание детям и в феврале мы покажем, наряду со “Щелкунчиком”, также “Красную шапочку”, “Принцессу и трубадура”.
Мы хотим сохранить не только творческие традиции театра, но и лучшие спектакли. Многие вещи идут годами. Так, знаменитая комедия “Ханума” с ее неунывающим юмором, кавказским колоритом любима зрителем, скоро пойдет уже в 600-й раз — настоящий рекорд. Не менее знаменитые “Ох, эти французские штучки” также в числе наших приоритетных спектаклей. В свое время, когда при показе спектакля выключился свет, зрители встали, громко поддерживая нас, чтобы спектакль не прерывался. Так что будем беречь наш «классический» репертуар, но при этом и обогащать его. Если делать качественные спектакли, публика пойдет смотреть их. К обоюдному удовольствию. Это аксиома.