Сокровища Параджанова – реализованная мечта

Культура05/07/2018

Всемирная «Параджаниана» пополнилась книгой, значение которой трудно переоценить. В ереванском издательстве «Коллаж» вышел сборник «Сокровища у горы Арарат», вобравший 17 сценариев, написанных великим Маэстро Параджановым. Можно не сомневаться, что книга, уже ставшая знаковой, станет фишкой юбилейного XV кинофестиваля «Золотой абрикос» и будет востребована участниками и гостями фестиваля.

Вероника Журавлева и Виген Бархударян скромно называют себя составителями, но на самом деле они авторы этого уникального однотомника. Появление «Сокровищ…» – приятная неожиданность, ведь за более чем четверть века со времени открытия ереванского музея маэстро так и не удосужились издать нечто подобное. Приоритетом для музея были и остаются выставки коллажей кукол и рисунков Параджанова за рубежом, однотипные, лишенные какой-либо новой интересной концепции. Однако выставки приходят и уходят часто бесследно, а книги остаются. Тем более что сценарии режиссера, в которых сконцентрирована вся его кинематографическая и пластическая мысль. Они для тех, для кого имя Параджанова ценно и существенно, как человека-творца XX века. Они для просвещенных и продвинутых кинематографистов и людей культуры, знающих, в каких условиях творил маэстро Параджанов, как вопреки всему появились его гениальные фильмы. Судьба и время оказались безжалостны к режиссеру, в результате мировая культура и кинематограф не досчитались шедевров, которые могли бы вспыхнуть, если бы не трусливые и недалекие руководители в Киеве, Москве и особенно в Ереване. Вот те сценарии, которые вошли в «Сокровища…» — «Тени забытых предков», «Киевские фрески», «Саят-Нова», «Дремлющий дворец», «Intermezzo», «Демон», «Ара Прекрасный», «Давид Сасунский», «Икар», «Золотой обрез», «Исповедь», «Чудо в Оденсе», «Дворец торжеств», «Мученичество Шушаник», «Сегодня» и «Сокровища у горы Арарат»…
Три года назад в Ереван приехала москвичка Вероника Журавлева, искусствовед и психолог. Не абы как, а для изучения художественного и документального наследия Параджанова. Естественно, в музее. Приезжала еще не раз, наконец появилась идея собрать в отдельную книгу сценарии режиссера. Образовался авторский дуэт: Вероника Журавлева и Виген Бархударян – главный хранитель фондов музея.
Сделать книгу трудно. Авторы-перфекционисты пересмотрели все варианты сценариев, выверили тексты, исправили ошибки – огромная редакторская работа. В итоге – эталонные варианты. Книга по определению не могла быть скучной, ведь маэстро С.П. имел репутацию человека-праздника. Одних текстов было недостаточно, поэтому каждый сценарий иллюстрирован рисунками-набросками Параджанова, эскизами костюмов, коллажами, фотографиями, кадрами из фильмов. Книга – целый спектакль, а также краткая энциклопедия Параджанова. Небольшой очерк жизни и творчества, после чего хронологически все сценарии, каждый с историей его создания и историей фильма, снятого или проваленного вышестоящими товарищами. К каждому сценарию-фильму даны исчерпывающие комментарии, весьма интересные и нужные для любого обладателя книги. Держать книгу в руках приятно, она вызывает чудесные тактильные ощущения. Ну а рассматривать, а тем более читать – истинное наслаждение. Параджанов обладал необыкновенным литературным даром, который высвечивается в каждой строчке, в каждом отрывке. Его рельефная образность, его «цветное» письмо, точнее цветовидение воображаемого фильма, поражают. Любая страница текста – красочная картина. Как и кадры реализованных фильмов. В предисловии авторы цитируют Параджанова: «Я всегда был пристрастен к живописи и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное полотно. Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи и в этом, наверное, ее первая слабость и первая сила». Прибавить нечего. Несколько слов, как материализовалась идея Журавлевой и Бархударяна. Когда они поняли, что найти в Ереване средства на подобную книгу нереально, они обратились к краудфандингу – апробированному зарубежному, включая Россию, способу сбора денег на территории интернета. Для осуществления какого-либо интересного, необычного проекта или идеи. Добрые и толковые люди нашлись и для Параджанова, все они получат от авторов выпущенную с их подачи книгу.
***
Говорят, в заключении Сергей Параджанов написал немало сценариев, которые бесследно исчезли. Может, авторы «Сокровищ…» их найдут?