Собор реставрировать – не поле перейти

Общество28/11/2019
Уже не один год, как прибывающих в Вагаршапат людей ждет разочарование: главная армянская святыня – Кафедральный собор Св.Эчмиадзина – пребывает в строительных лесах. Войти внутрь собора и вовсе невозможно…
Все просто: древнейшее сооружение, строительство которого приходится на первые годы IV века, т.е. времени принятия Арменией христианства, реставрируется. А реставрация подобных памятников архитектуры и истории процесс долгий, сложный, затратный и по срокам труднопрогнозируемый. Здесь без краткого экскурса никак не обойтись. Стали строить первый армянский храм где-то в 303 г. Через несколько десятилетий после разрушений, причиненных персами, его дважды восстанавливали. В конце V века собор в основном обрел форму, которая сохранилась до наших дней. В 1627 году католикос Мовсес затеял масштабные работы: отремонтировал купол, кровлю, укрепил основания. Разумеется, не по науке – тогда об этом и не помышляли, а сообразно многовековым традициям. В XVII веке была вплотную пристроена колокольня и малые колокольни. В 1869 году пристроили ризницу по инициативе католикоса Геворка IV и благоустроили территорию. В 1955-м католикос Вазген I начал масштабные ремонтные работы: были укреплены колонны, поддерживающие купол, арки, кровля и т.д. Частичные реставрационные работы также проводились в последние годы. Но старость – не радость. Собор нуждался в тотальной реставрации. «Когда стали расчищать купола и кровлю собора от растений – они неизбежны, — то обнаружили под камнями в кладке опасные пустоты и трещины. Появилась необходимость скрупулезных комплексных исследований состояния всего здания. Сверху донизу. В 2012-м возвели леса, но не для строителей, а для исследователей. Были приглашены итальянские специалисты, одни из лучших в мире, а также японские и французские, — рассказывает гл.архитектор ААЦ Ара Варданян. – Началось исследование всех конструкций, сейсмики и т.д. Реставраторы в 50-х гг. использовали железобетон, но оказалось, что металл проржавел, увеличился в объеме и бетон пострадал. По тогдашним меркам и нормам все было сделано правильно, но, увы… Короче говоря, пришлось перепроверять все, в т.ч. и то, что уже подверглось реставрации».
Научно-исследовательская работа и зондаж продолжались 5 лет, специалисты «ощупали» каждый камень, каждый шов. Время, землетрясения, грунтовые воды, осадки и вражеские действия оставили следы, не очень-то заметные снаружи, но вполне опасные и основательные в толще стен, арок, колонн, оснований и кровли.
«Пришлось заново усилить 4 колонны, поддерживающие купол с самого фундамента, и соединить их ниже уровня пола специальными стальными конструкциями, — говорит руководитель работ, опытный архитектор-реставратор Амирам Бадишян. — В процессе обнаружили базы колонн, относящиеся к IV веку: их можно будет увидеть после окончания работ. Арки, поддерживающие купол, усилили базальтовой арматурой (кстати, армянского производства) – она легче и не ржавеет. Мы перебрали кровлю всех куполов, заменили разрушенные временем камни. Даже кровлю, отремонтированную 20 лет назад, пришлось разобрать и заново выложить. Стены собора инъецировали сверху донизу специальным итальянским составом, очень, замечу, дорогим. Были и сюрпризы: так, из старой кладки выглянули древние капители, скрытые, я думаю, в XVI веке».
Сегодня близятся к завершению работы на главном куполе, завершены три купола-ротонды. Реставраторы продолжают колдовать над колокольней. Кстати, для облегчения веса куполов древние мастера использовали кувшины, которые, как говорят, также улучшали акустику. Но это скорее всего красивый блеф. (Кувшины извлекли за ненадобностью.) А вот вибрация, вызываемая звоном колоколов, действительно повредила и саму колокольню, и примыкающую стену собора. Решение проблемы найдено. Какое? Секрет «фирмы». Чтобы обезопасить сооружение от «вешних вод», проложена дренажная система, проделан огромный объем гидроизоляционных работ. Особое внимание уделено вопросу отвода осадков подальше от здания. И еще: собор будет отапливаться зимой и охлаждаться в жару скрытыми от глаз системами.
Разумеется, реставраторы также заняты росписями в интерьере собора. Они были выполнены в начале XVIII века Нагашем Овнатаняном, в конце века их восстановил и дополнил его внук Овнатан. В итоге росписи имеют несколько слоев, все они расчищены и укреплены. Специалисты обнаружили доселе неизвестные фрагменты под слоем штукатурки. Возникла крупная проблема, достаточно характерная везде, где есть росписи или фрески: что оставить? То есть что будут видеть люди после окончания работ? Ведь художественно-историческую ценность имеют все живописные слои…
Реставраторы говорят: программа-минимум – оставить то, что есть, что стало привычным, а программа-максимум самая трудная и сложная – самый первый слой – живопись Нагаша. Так что сюрпризов и открытий еще можно ожидать. Уж слишком долгую строительную историю имеет главный армянский храм.
* * *
В целом можно сказать, что значительная часть реставрационно-строительных работ завершена. Однако специалисты затрудняются назвать день, когда эпопея будет завершена. Сознавая важность объекта (даже неловко так называть Кафедральный собор Святого Эчмиадзина), все работы проводятся с максимальным тщанием. Реставраторам ошибиться нельзя. Тут все проверяется не 7 раз, а 10, тут применяют новейшие технологии – базальтовую арматуру, углеводородные тросы, композитные материалы. Св.Эчмиадзин средств не экономит: если надо, то надо. Большей архитектурной или исторической ценности в армянском космосе нет. Говорят, работаем так, чтобы еще очень долго – десятки лет, а может, и веков – не возникало необходимости в реставрации. Хочется в это верить.
Очевидно, после окончания реставрации собора или, может быть, параллельно, святой престол займется строительством административного здания, благоустройством и ландшафтным дизайном всей обширной территории.
«Мы также проведем реставрацию популярного Хор Вирапа, благоустроим территорию с учетом потребностей туризма и паломников, — говорит Ара Варданян. – Планируется провести системные реставрационные работы в Санаинском монастыре. Вообще, хочу подчеркнуть, главное направление нашей работы – реставрация».