Следы времени

Мир и мы30/11/2017

Тупик “духовных скреп”: как Гарегин Нжде победил “гимназиста Колю”

В конце ноября наиболее обсуждаемым информповодом в России стал молодой человек из Нового Уренгоя Николай Десятниченко. Итог истории с «покаянной речью» Десятниченко в Бундестаге известен: значительная часть россиян отправила его на заочную экскурсию по всем местам нацистских зверств, от Аушвица до лагерей военнопленных в зоне действий 6-ой армии Фридриха Паулюса. В это же самое время в Армении тоже вспоминали Вторую мировую войну в гневном ключе. Поводом стала программа «Прогнозы с Вероникой Крашенинниковой», выходящая на российском телеканале «Звезда». В случае с Арменией роль «мальчика в Бундестаге» досталась телеканалу Минобороны РФ, пишет автор публикации на российском сайте eadaily.com (28.11.17).

Что возмутило армян? Вероника Крашенинникова — ведущий российский политолог, член Высшего совета партии «Единая Россия», в эфире своей передачи упомянула открытие в прошлом году в Ереване памятника Гарегину Тер-Арутюняну (Нжде). Крашенинникова напомнила телезрителям, что Нжде в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистами, и сравнила его со Степаном Бандерой. Из того, что на открытии памятника Нжде присутствовали президент Армении Серж Саргсян, мэр Еревана Тарон Маргарян и другие видные представители властей, Крашенинникова сделала вывод: «Правящая Республиканская партия Армении (РПА), как и режим Петра Порошенко на Украине, героизирует нацистских пособников».
Если в случае с Десятниченко российские чиновники попросили возмущенную общественность «прекратить травлю школьника», то в случае с РПА власть поддержала народный гнев, выступив с официальным заявлением. «Прозвучавшие в эфире этого телеканала некорректные оценки не отвечают армяно-российским партнерским отношениям. По соответствующим каналам мы выразили свою позицию», — говорится в заявлении пресс-секретаря РПА Эдуарда Шармазанова, вице-спикера парламента Армении. Нжде, по словам Шармазанова, «один из великих героев нашей нации и имеет для нас такое же значение, как и для дружественного нам русского народа Александр Суворов». Руководство «Звезды» в письме к послу Армении в России Вардану Тоганяну извинилось за «некорректные выражения и оценки» Крашенинниковой и удалило передачу про Нжде с Youtube.

Нетрудно заметить: телеканал «Звезда» и «Единая Россия» в лице члена высшего совета партии Крашенинниковой в случае с Нжде попали в ту же ловушку, в какой летом прошлого года оказался МИД России в лице руководителя пресс-департамента ведомства Марии Захаровой. Коварство этой западни в том, что граждане Республики Армения после сравнений Нжде с Бандерой, Квислингом и другими нарицательными персонажами считают: российская власть не желает знать истории и психологии армянского народа и более того, желает видеть Армению только через российские «очки». Это еще не самый худший вариант, куда хуже, считают в Армении, если страна-партнер хорошо осведомлена об армянских реалиях, но сознательно изображает оскорбленного невежду. В такой вероятной позиции России армяне видят дипломатическую подножку себе. С учетом фактора Карабаха, по статусу которого Россия выступает ведущим арбитром, «нежной любви» к Армении в Азербайджане и Турции — странах-партнерах России и т. д., казус с Нжде оставляет у армян неприятный осадок по отношению к Москве.

То, что в биографии бывшего офицера армии Российской империи Тер-Арутюняна был инцидент в виде хождения на поклон к Гитлеру — правда. Верно и то, что он работал на ведомство Йозефа Геббельса, призывая пленных красноармейцев-армян вступать в создаваемый Гитлером «Армянский легион».
В чем же ловушка? Ведущие политические спикеры России, как и большинство пишущих о Нжде российских журналистов, упускают другие моменты биографии Нжде. В своем письме из ереванской тюрьмы Нжде писал Сталину в 1947 году: первый контакт с нацистами, закончившийся сотрудничеством, произошел у Нжде, «когда советско-германская дружба была еще в силе», то есть до 22 июня 1941 года. Более конкретно дату и обстоятельства коллаборации Нжде указывают материалы уголовного дела, заведенного госбезопасностью Армянской ССР на соратника Нжде Айка Асратяна. «В сентябре 1939 г. Асратян вместе с Нжде обратился с меморандумом в немецкое посольство в Софии, в котором просил, чтобы: 1) «немцы взяли под свою защиту армян, проживающих в Европе; 2) помогли в разрешении Армянского вопроса; 3) немецкое правительство ходатайствовало перед советским правительством об усилении позиций Советской Армении на Кавказе», — гласит составленная МГБ АрмССР сводная справка. Из нее следует, что первый добровольный контакт с Гитлером произошел у Нжде, когда фюрер был, говоря современным языком, стратегическим партнером СССР, следовательно, в действиях армянского деятеля состава преступления не было.
Из этой же справки следует: немцев Нжде просил о защите армянской диаспоры Европы и более того, о содействии в укреплении позиций Советской Армении. Нжде обращался к немцам из Болгарии. Накануне Второй мировой войны в соседней с Болгарией Турции пошел пантюркистский ренессанс в «лучших традициях» младотурок, что заставило армян Европы серьезно опасаться за свое будущее. Об успехах дипломатии Нжде материалы МГБ Армянской ССР говорят более чем красноречиво: попытка никаких результатов не дала. Второй раз Нжде обращался в Берлин в 1941 году, за несколько месяцев до начала плана «Барбаросса». Запрос был вызван тем, что Герман Геринг тогда приравнял армян к евреям. Бывший в курсе реалий геноцида, Нжде попытался отговорить немцев от зверств младотурок. Третий контакт состоялся в 1942 году и закончился известным фактом краткосрочной (2 неполных года) коллаборации Тер-Арутюняна с нацистами. Как показывал Нжде потом на допросах, он планировал обращать силы союзного немцам «Армянского легиона» не против СССР, а против Турции. Турция накануне гитлеровского наступления в 1942 году на Кавказ стянула в район Карса и Батуми группировки войск. Нжде уверял на допросах, что на Восточный фронт не выезжал. К 1944 году, дате своего ареста, бывший царский офицер полностью разочаровался в нацистах и, согласно его собственным показаниям, собирался переходить на сторону Советского Союза. Для Тер-Арутюняна, у которого Советская власть ассоциировалась с азербайджанскими большевиками времен Гражданской войны — бывшими мусаватистами, мировая со Сталиным была моральным подвигом. Примечательно, что советская Фемида присудила Нжде 25 лет тюрьмы, а не расстрел; со стороны госбезопасности в лице Лаврентия Берия и Виктора Абакумова это был предельный гуманизм по меркам того времени.
В советской тюрьме Тер-Арутюнян был, говоря современным языком, привилегированным заключенным. Из тюрьмы он писал письма Сталину, где убеждал вождя в пересмотре своих прошлых ошибок, благодарил за заботу о Советской Армении и предупреждал об антисоветских планах со стороны Турции и армянских буржуазных националистов из Дашнакцутюн. В январе 1947 года МГБ СССР рассматривало вопрос о привлечении Нжде в качестве своего агента для работы с антидашнакски настроенной армянской диаспорой за рубежом. Советский суд покарал Нжде, по большому счету, не за нацистский коллаборационизм, а за антибольшевистскую деятельность времен установления Советской власти в Закавказье.
В постсоветские годы реабилитированный в статусе национального героя Нжде стал символом Армении и армянского народа. Наравне с советским маршалом Иваном Баграмяном и героем Брестской крепости Самвелом Матевосяном. В Армении с прошлого года удивляются, почему Москва не замечает, что героизации Нжде у подножия Арарата больше 20 лет. Еще в начале 1990-х годов в Ереване переименовали в честь Нжде площадь и станцию метро, которые при СССР носили имя старого большевика Сурена Спандаряна. Разработанное Нжде политическое учение «Цехакронутюн» — идеология правящей в Армении Республиканской партии. У власти партия находится с 1999 года, когда ее лидер Вазген Саркисян стал премьер-министром Армении. Стоит добавить, что памятник Нжде стоит и в России — в Армавире.
В Армении рассуждают: тонкие нюансы с Нжде, может, плохо известны российским обывателям, но вертикаль России, по идее, давно должна была быть в курсе того, какое место занимает этот человек в прошлом и настоящем армянского государства. Поэтому армянский социум с прошлого года с тревогой смотрит на любые касающиеся Армении историко-политические шаги в России. Диффамация Нжде «говорящими головами» Москвы создает в Армении ощущение «двойных стандартов» против себя. Насчет культа в Азербайджане лидера мусаватистского правительства Азербайджана Мамед-Эмина Расулзаде — благожелательно относившегося к Гитлеру пантюркиста, пока возмущения высказано не было.

В Ереване считают, что Москва начала более-менее адекватно реагировать на украинские реалии, где цветет и пахнет настоящий нацизм, только после «евромайдана». Это в глазах прагматичных армян тоже не прибавляет очков России, которую каждый армянин привык уважать с детства.
В начале статьи не случайно был упомянут казус с российским юношей, фактически покаявшемся в Бундестаге за освобождение своей страны от гитлеровцев. Когда ведущий российский политолог в эфире телеканала Минобороны РФ расписалась в незнании биографии Нжде и армянских реалий, официальный Ереван занял сторону возмущенного народа и заставил «Звезду» извиниться. В России же «миротворца» из Нового Уренгоя защищали от возмущенных россиян высокопоставленные государственные деятели. В Армении, где Великая Отечественная война — важнейшая часть ее истории, значительная часть общества, мягко говоря, не поняла «шутки юмора» российской вертикали в отношении Николая Десятниченко. И предложила устами Шармазанова свою “шутку”, в которой Нжде для армян, это как Суворов для русских (хотя, условно говоря, будь Александр Васильевич уличен хотя бы даже в косвенном сотрудничестве с младотурками, учинившими геноцид армян, вряд ли кто-либо в России додумался запрещать говорить об этом армянским политологам и СМИ). Масштаб имеет значение…
Мораль изложенной проблематики простирается шире истории Второй мировой войны и того, как ее трактуют в России и Армении. Эфир с Вероникой Крашенинниковой, как и прошлогоднее заявление Марии Захаровой — сами по себе проявления стремлений Москвы создать в бывшем СССР свою «духовную империю», со здоровыми символами и ценностями. Это стремление обусловлено тем, что после 1991 года в бывших братских республиках пошел парад нациостроительного мифотворчества, грозящего превратить одну шестую часть суши в зону непрекращающихся геополитических конфликтов. Но, стараясь удержать от расползания и конфликтов бывший СССР, Россия не успевает (или не может) создать внутри себя более-менее внятные духовные скрепы. Общественные адвокаты «мальчика из Уренгоя» правы в том, что значительная часть вины лежит не на Десятниченко, а на атмосфере, в которой сложился этот молодой человек. Случаи из «святых девяностых», когда учителя элитных школ читали детям историю Великой Отечественной войны по книгам Суворова-Резуна, к нашему времени не исчезли сами собой. Риторический вопрос «про пили бы баварское», как и в девяностых годах — хороший тон в школах и на гуманитарных факультетах ведущих вузов страны. Признаком гибкого мышления считается, если старшеклассник или студент пытается оправдывать власовцев, «лесных братьев», бандеровцев и прочих нацистских последователей.
Ковать духовные скрепы для соседей, когда внутри России граждане давно привыкли «не чуять под собой страны», конечно, можно. Но, как говорил еще в относительно благополучные годы позднего «застоя» советский разведчик Леонид Шебаршин, «активная внешняя политика при полном отсутствии внутренней — это крах государства».
(С сокращениями)

Виктор Якубян