Северный проспект – современная симпатичная, даже говорят, обаятельная улица

Культура21/11/2017

В Музее-институте армянской архитектуры им.Александра Таманяна открыта выставка, посвященная 10-летию одной из знаковых улиц столицы – Северному проспекту. За эти годы он превратился в место, где стремятся побывать и сами ереванцы, и заезжие гости. Несмотря на изначальные мрачные прогнозы, Северный проспект всегда многолюден, тут интересно, ярко, красочно и шумно.

Говорить о Северном проспекте и не обратиться к предшествующей истории места было бы неверно. Выставка представляет ее, хотя и далеко не полностью. Идея Северного проспекта восходит к отцу-создателю нынешнего Еревана академику Александру Таманяну, который весьма прозорливо увидел эту магистраль в пространстве будущего европейского города. Северный проспект был четко отмечен в первом же Генплане столицы 1924 года и во всех последующих генпланах разных лет. Не будем разбираться, почему идея Таманяна не реализовывалась в течение десятилетий. Причины были разные: вначале играл главную роль финансовый аспект, потом Отечественная война и далее до бесконечности. В 60-х и позже проводились конкурсы, которые не дали положительного результата, т.е. проекта, который был бы годен для строительства. На выставке показано несколько конкурсных проектов. Такое ощущение, что их авторы проектируют улицу, а также сопредельный ареал не в городе, а в пустыне, невзирая на существующую застройку и памятники. Это весьма красноречивые проекты… Так самая центральная часть Еревана оставалась ветхой, незастроенной, неблагоустроенной. К таманяновской идее обратился новый главный архитектор столицы Нарек Саркисян, как только вступил в должность в конце 1999 года. Родилась концепция вернуться к принципам Таманяна, т.е. к периметральной застройке. Была образована творческая группа, программу представили президенту Роберту Кочаряну. 8 мая 2000 года прошел исторический градсовет, на котором проект-концепция Н.Саркисяна получила одобрение всех его членов. В ноябре эскизный проект показали президенту, а вскоре появилось решение правительства, давшее старт началу работ. От освоения и далее…
Началось строительство первой в Ереване полностью пешеходной улицы с двумя подземными этажами под ней. Над проектом зданий трудились архитекторы Нарек Саркисян, Ашот Алексанян, Грачья Погосян, Левон Галумян, Ованес Мутафян, Гагик Оганесян и другие. Первый этап работ завершился в 2005-м, второй – в 2007. Улица получилась необычной, хотя бы потому, что по диагонали пересекала традиционную сетку центра. Она дала совершенно новые ощущения, открыла новые эффектные ракурсы. А красивые аркады по обе стороны улицы, которые визуально расширяют улицу и дают средиземноморский колорит?
К сожалению, строительство велось под дружный хор досужих речитативов, как правило, дилетантских и часто злых. «Куда девалась самобытность Еревана?», «Кому нужна такая современность?», «Нет единого архитектурного плана, единого ансамбля» и т.д. Говорили, что Северный проспект будет постоянно продуваться сквозняками, что авторы прошлись «по живому» — таких «перлов» было много. Часто на подмогу призывали Александра Таманяна, мол, не таким его мыслил великий зодчий. Конечно, не таким, если вспомнить, что идея родилась в 1924 году, и тогда, и в дальнейшем не было ни денег, ни материалов, ни технологий, да и Ереван Таманян вначале видел со 150-тысячным населением. Потому и ограничивался 3-4-этажными домами, среди которых как «Титаник» высился Нардом, т.е. Оперный театр. Но ведь времена изменились кардинально.
Никакой критики не выдержало образное сравнение «ланцетом по живому». «По живому» — это кварталы вонючей глинобитной застройки, где в унизительных условиях жили тысячи сограждан. Неужели именно эти кварталы у некоторых ассоциировались с образом Еревана и вызывали, да и сейчас еще вызывают ностальгию? Так что Александром Таманяном прикрываться наивно: он сделал свое дело, он дал замечательную живую идею, за что мы должны быть ему благодарны. Последующие архитекторы продолжили начатое им дело – такова логика градостроительства.
Часто оппонентам казалось, что Северный проспект узок до невозможности. В экспозиции выставки есть рисунок поперечного разреза проспекта с пометками Таманяна. Проспект он мыслил шириной около 27 метров. Сегодня мы имеем от стены до стены 27 метров 20 см, а средняя ширина (есть такое понятие) при учете двух площадей, а также расширенных входа-выхода достигает 35 метров. Нет деревьев, упрекают критики. Деревьев действительно нет, поскольку под улицей два этажа инфраструктуры. Но есть цветники, вазоны с небольшими деревьями, в скором будущем, возможно, появится вертикальное озеленение. В конце концов может быть и такая улица. Если очень невмоготу, можно пройтись по торговому ряду, расположившемуся под улицей, длина которой всего 450 метров.
Неубедительным оказалось и утверждение, что таких улиц и зданий в мире – завались. Это далеко не так. Северный проспект и его застройка, как оказалось, вполне ереванские. Нет шедевров? А сколько вообще шедевров архитектуры по большому счету в нашей столице? Шедевры часто не родятся, а только очень редко. Однако есть общий облик улицы со вполне достойными зданиями, улицы, которая живет своей жизнью. Полно кафе, бутиков, актуальных офисов, гостиница. Звучит музыка. С утра и до поздней ночи. Здесь уже сформировались новые ереванские нравы, появились свои традиции. Тут бывает шумно и весело, тут гуляет и стар, и млад, и толпы туристов. Своя субкультура. Картина изменится, когда инвестор Х наконец завершит работы в своем здании, но он, к сожалению, не торопится — в отличие от тех, кто стал надстраивать свои здания. Это уже не вопрос архитекторов, а городской власти, которая разрешила поднять пару этажей. Некоторые из самых последовательных критиков Северного проспекта в качестве «убийственного» контраргумента упоминают темные окна на жилых этажах зданий. Но разве в этом виноваты авторы-архитекторы? Разве это не социальный вопрос? Темных окон в Ереване немало: кто уехал, кто экономит, причины разные. Смешной аргумент.

К числу явных достоинств программы Северного проспекта надо отнести и обретение городом почти 2-х гектаров общественной территории – самой, повторим, пешеходной улицы, аркад, кафе, галерей, магазинов. Ведь до этого таковых в тех старых кварталах не было вообще, как, впрочем, и растительности. Так что столица только выиграла. Говорили, что не надо было проектировать жилье на Северном, мол, надо было его насытить объектами культуры… Но каких, если в радиусе нескольких сотен метров уже сосредоточены кинотеатр, театры, музеи, галереи, концертные залы. В последние годы своеобразной культурной площадкой стал сам Северный проспект, разве не так? Жизнь все расставила по местам, без всякого принуждения. По мнению абсолютного большинства туристов, Северный проспект – современная симпатичная, даже говорят, обаятельная улица. Соразмерная человеку. Тут можно просто посидеть, можно пройтись праздным фланером, можно и подзакусить. Того же мнения, думается, придерживаются и ереванцы, даже те, кто некогда жил в этом месте, но далеко не в цивилизованных условиях. Уместно отметить, что из почти 1000 обладателей собственного жилья — освоенцев — более 900 были удовлетворены еще на стадии освоения Северного проспекта. Но были и недовольные компенсацией, да и вообще сменой места жительства. В итоге все рассосалось, люди зажили в нормальных домах, болезненные рецидивы канули в Лету. А вообще-то, если бы тут не было предусмотрено жилья, как некоторые предполагали, то не было бы и инвесторов. Тогда бы не было и всей программы «Северный проспект». И неизвестно, сколько времени в самом центре Еревана оставались бы глинобитные и самостройные домишки, лишенные малейшего комфорта даже по ереванским меркам. Редкие каменные дома тоже особого оптимизма не вызывали (некоторые из них восстановят в «Старом Ереване»).
Вполне возможно, что в будущем владельцы жилья на Северном захотят переместиться в пригороды. Тогда их жилье может быть трансформировано в функционально другие помещения после, разумеется, реконструкции (это учтено проектировщиками). Иначе говоря, общественных площадей прибавится. Классический пример такой трансформации – улица Риволи в Париже.
Если подытожить 10-летний юбилей Северного проспекта, то можно твердо сказать, что на наших глазах обрел плоть важный государственный проект, значительно изменивший образ и имидж всеармянской (именно так!) столицы. Тут действительно красиво. И необычно, Нормально. Город не может развиваться по одним и тем же нормам. Северный проспект стал органичной и любимой частью Еревана.

***
Выставка в Музее архитектуры называется «Северный проспект: вчера, сегодня, завтра». Трудно сказать, что имеется в виду под завтра. Концептуальных изменений тут быть не может по определению, не считая каких-либо новых чисто дизайнерских решений и обогащения растительности. Но это, как говорится, в процессе. А так, прошлое осталось в памяти, а впереди и очень долго тут может быть только Сегодня.