Секретный список Назени Гарибян

Культура28/02/2019

Культурное сообщество вновь забурлило страстями, после того как достоянием масс стал список учреждений культуры, которые пока еще автономно существующее министерство готовится ликвидировать (լուծարել) или же объединить с формально родственными учреждениями. Список-предложение подготовлен для правительства. За этим списком люди видят и.о. министра Назени Гарибян, и не исключено, что это так.

Начало увлекательных экспериментов было положено после слов премьера Карена Карапетяна о капитализации культуры. Тогда это восприняли как отличную возможность извлечения денег из объектов культуры всеми доступными средствами. Армен Амирян начал было процесс (вспомним проект ресторана и сауны в Опере), но власть сменилась. Идея оказалась живучей, хотя и несколько видоизменилась. В мае прошлого года возникшая из ниоткуда министр Лилит Макунц вскоре сообщила народу, что «для сфер, имеющих стратегическое значение для культуры, не удается выделить средства. Стоит проблема эффективного распределения средств». Как министр Макунц (та, что считает брендом армянской культуры литературу) и ее заместитель Гарибян эффективно распределили средства, революционному народу неведомо. Но вот оказалось, что они наверняка в паре стали анализировать деятельность ГНКО, то есть учреждений культуры. Как? А просто разослали по бумажке с вопросами. Руководители ГНКО восприняли их с юмором, но таки ответили. Не игнорировать же главк. Едва не центральным вопросом было обоснование деятельности, ее особенности. Иначе говоря, театры, к примеру, должны были обосновать свое существование, равно как музеи, музыкальные и прочие учреждения. В итоге сверхнаучного анализа оказалось, что некоторые из ГНКО надо ликвидировать. До этого еще далеко, пока же и.о. министра Назени Гарибян возмущена, что произошла утечка информации, что это лишь пакет документов для сугубо внутреннего пользования, а не окончательное решение, даже не проект. Но вот нашлись, досадует она, в аппарате нехорошие люди, которые повели себя не как госслужащие. Так или иначе, секретный пакет попал в СМИ. Такие аналитические исследования, говорит она, предложения и справки подготавливаются во всех министерствах. О прозрачности подобных исследований и предложений она и не думает. Воспринимает утечку как предательство, как провал некой важной операции.
Секретный список, например, предусматривает ликвидацию театра «Амазгаин», основанный Сосом Саркисяном. Мол, создал театр из выпускников своего курса, стало быть, место его в составе Института театра и кино. И, объясняет Гарибян в интервью газете «Аравот» (25 февраля с.г.), что «осуществляемая деятельность совпадает (идентична) с деятельностью других театральных организаций». Самой главной особенностью театра «Амазгаин» и.о. считает его создание Сосом Саркисяном, и ничего более. Неведомо даме от культуры, что ни один театр в мире не похож в точности на другие. И вот предложение: перейти на статус частного театра или войти в состав Института театра и кино в качестве учебной и дебютно-экспериментальной площадки. Каково, а? Наконец, и.о. называет детище Соса Саркисяна «партийным театром» — дашнакцаканским, только потому что уважаемый Артист был дашнакцаканом. До такого не додумывались даже в советское время: не было коммунистических театров. Что еще уготовила Назени Гарибян национальной культуре пока еще на бумажке? Квартет Комитаса предполагается разместить под крылом Музея-института Комитаса. Комитас – святое, Боже упаси, Квартету ничего не угрожает, но будет общая бухгалтерия. Вот оно! Общая бухгалтерия повлечет конфликт интересов и прочие радости культурного сосуществования. Думается, прославленный коллектив, которому в этом году исполняется 95 лет, вполне достоин автономного существования в система МК. Но, очевидно, руководители министерства уверены, что после гипотетического слияния с Музеем-институтом музыканты будут лучше и больше играть. Отметим, что в состав Музея-института также предполагается втиснуть Центр армянской духовной музыки, типа совпадает поле деятельности. Театр марионеток чиновничья мысль хочет приладить к Гостеатру кукол им.Туманяна. Но как? Отдел, филиал, дочернее предприятие?.. Но оставим вопрос этичности оценки театра. Важно другое: какое имеет право чиновник решать – быть театру или не быть? Да и вообще, сколько нужно театров и прочих коллективов? Даже если чиновник кандидат искусствоведения, специалист по раннехристианскому армянскому искусству.
Завтра непременно всплывет список музеев, некоторые из которых лихими исследователями министерства будут ликвидированы, объединены или скрещены, или лишены госдовольства. По логике даже не женской, а никакой. Кто может объяснить, почему «Амазгаин» можно ликвидировать, а театр «Гой» ввести в состав театра Сундукяна как филиал, лишив титула «государственный». В списке ликвидируемых также ансамбль танца «Барекамутюн», Театр песни и другие коллективы. «Я не считала, сколько из 70 ГНКО будет ликвидировано. Нашим первым побуждением было понять их результативность и соответствие уставу и статусу», — заявляет и.о. министра. Как будто это не учреждения культуры, а мешки с картошкой.

Казалось, после бархатной революции министерство наконец-то вплотную займется разработкой концепции развития культуры, о которой декларируется много лет. Также сынициирует важнейший закон о меценатстве, попытается пробить налоговые льготы для спонсоров, желающих помочь культуре. Увы… Министерство предпочло поставить телегу вперед лошади и провести масштабный эксперимент, результат которого даже приблизительно трудно спрогнозировать. А ведь вполне можно запустить пробный шар и посмотреть, как пойдет процесс. Существующую систему организации культуры вряд ли можно назвать совершенной и какие-то изменения необходимы, но чтобы так бодро и, главное, втихую готовить некоторый пакет предложений по ее якобы оздоровлению… Ведь никого из руководителей учреждений культуры не предупредили о готовящихся революционных реформах. Напомним, реформаторами стали люди, которые оказались в министерстве волею случая.
Сколько хочет сэкономить средств на реформах министерство, трудно сказать. Бюджет культуры на этот год составляет около 15 млрд драмов. Сэкономленные деньги наверняка будут меньше астрономических премий, коими недавно были награждены чиновники за доблестный труд. Сколько в результате «смелых» реформ людей культуры окажется на улице, неизвестно, но их явно будет немало.
Top secret операция, подготовленная Минкультом, провалилась благодаря неизвестным работникам аппарата. Поистине герои, посмевшие обнародовать подковерные игры своего начальства. Сейчас и.о. министра пытается как-то оправдаться: говорит, что будет организовано широкое обсуждение отмеченных реформ. Лукавит Назени Гарибян. Всем известно, во что трансформируется в условиях Армении широкое обсуждение. Информировать о грядущих реформах и обсуждать надо было задолго до появления этого «расстрельного» списка. Впрочем, если захотят провернуть эти якобы реформы, провернут в любом случае. Если работники сферы культуры не выйдут на защиту своих интересов. И всей культуры в целом. Культура, напомним, принадлежит народу, который в нашей стране решает все.