“Роберт Саакянц и его группа перевернули мое представление о себе самом…”

Культура12/10/2017

Известный российский режиссер анимационного кино, обладатель премии «Оскар» Александр Петров недавно отметил свое 60-летие. Автор мультфильма «Старик и море» рассказал ТАСС о своем творческом пути и о том, почему после престижной премии он вернулся в родной город.

Мы вернулись в Ярославль примерно 25 лет назад, это счастливая возможность независимого художника не участвовать в кинофабриках. Мне хватает инструментов для создания фильмов. Более того, я создавал эти инструменты сам», — говорит Петров. По его признанию, только в Ярославле ощущает себя не в гостях, а дома. Однако творческим домом он считает и Ереван, где успел поработать на студии «Арменфильм».
Александр Петров изучал анимацию во ВГИКе, однако азарт и желание создавать анимационные фильмы в нем пробудила стажировка на «Арменфильме». Там он, по собственному утверждению, влюбился в профессию. «То, что я увидел на своей первой практике в Армении, во мне перевернуло все, все мои представления об анимации. Я очень захотел в этом участвовать и не жалею, что это произошло. Роберт Саакянц и его группа — это они перевернули мое представление о себе самом и о том, чем надо заниматься в жизни. «Говорящей рыбы», «Масленицы» еще не было, но они уже сделали штук 10 фильмов — все разные, и каждый — бомба».
В Ереване тогда делали анимационные рок-оперы и сюрреалистические фильмы, играли с жанрами и экспериментировали. По словам Александра Петрова, это было сложно представить в советское время в Москве, где цензура была сильнее. «Сам Роберт Саакянц — это личность, конечно. Бунтарь, хиппи, это такой хулиган, но очень обворожительный, очень яркий, очень амбициозный и внутренне аргументированный. Его обаяние, сила личности вокруг себя создавали удивительную атмосферу кипения, напряжения, восторга от работы. Они делали то, о чем я мечтал», — вспоминает Петров. Под впечатлением от работы студии он переехал с семьей в Ереван и сделал две картины на «Арменфильме». «Я тогда еще не закончил институт, а уже был автором, это была для меня внутренняя победа», — признается он.
В 2000 году мультипликатор получил премию «Оскар» за анимационную ленту «Старик и море», которая принесла автору широкую известность. «Этот фильм очень долго зрел. Первые наброски я сделал в 1981 году, тогда я решил проиллюстрировать повесть Хемингуэя «Старик и море». На тот момент я жил в Армении, работал на студии и решил попробовать себя в качестве книжного иллюстратора. Дистанция между началом работы над фильмом и этими набросками — 15-20 лет. Время от времени я возвращался к этой теме, вроде бы она меня грела, но не складывалась история, не рисовалась», — говорит Александр Константинович.
По его словам, судьбу проекта решил случай. В Ярославль из Канады приехала ученица Петрова. Она увидела наброски и предложила показать их продюсерам в Канаде. Идея оказалась интересной, и Петров с семьей переехал в Монреаль работать над фильмом.
Как он признается, получить «Оскар» было приятно и неожиданно, фильм “Старик и море” не создавался с расчетом на награды. «С получением этой премии появилась возможность организовать в Ярославле полноценную студийную жизнь. «Оскар» не принес мне дохода, но появился определенный статус. Ярославские власти вдруг разглядели, что есть художник, который нуждается в помощи, и эта помощь была оказана», — подчеркивает Петров.
Сейчас Александр Константинович создает анимацию для необычного театрального проекта — спектакля со слепоглухими актерами. «Наша анимация — это единственные декорации в спектакле, это пространство, которое будет выполнять роль среды, в которой живут герои. Анимация станет проводником идей, желаний, того, что герои показывают в пластике, танце. Режиссером самого спектакля является мой сын Дмитрий, я отвечаю только за анимационную часть, пытаюсь найти правильные способы решения», — поясняет художник.