Революции и 50 оттенков серого

Культура27/09/2018

Наверное, многие из нас обратили внимание на одну странную закономерность. Как только происходит нечто, хотя бы отдаленно напоминающее революцию или иную форму смены власти, как тут же активируется целая когорта доселе неизвестных «деятелей культуры», пребывающая до этого в тени творческого андеграунда. Роднит их всех то, что они в смертельной обиде на судьбу, на власть, на коллег и на весь мир в придачу. Ну не везло им в творчестве. Их картины не выставлялись в престижных салонах, их музыка не исполнялась в Большом зале филармонии, их фильмы не попадали на международные фестивали, в театре им не давали главных ролей и т.д. и т.п. Словом, то, что именуется одним словом – серость. Но это оценка «продажных» искусствоведов, а они сами считали себя, естественно, непризнанными гениями, которых подло гнобили дорвавшиеся до власти счастливчики.
И вдруг революция и внезапное озарение! Все эти графоманы, неудачники, а нередко откровенные бездари понимали, что это их шанс. Шанс отыграться, взлететь на вершину Олимпа и занять достойное место в культуре, желательно в мировой. Но для этого надобно вначале зачистить поле. И словно по чьей-то команде сеть и прессу заполняют всевозможные статьи и открытые письма с одной единственной целью – опорочить тех, кто уже достиг вершин. Нет, им не вменяют в вину отсутствие таланта или профессионализма, ибо многие достигшие признания деятели культуры действительно талантливы. Их обвиняют в том, что они за звания и награды «служили преступной власти». Это преподносится как некое страшное преступление, которое дает право лишить их профессии, наград и вообще убрать с глаз подальше. Загвоздка в том, что именно в силу своего таланта они стали известны и популярны, а не потому, что находятся при власти. Это потом любой режим норовит «приручить» известных и авторитетных людей для укрепления собственной власти. Некоторые идут на сотрудничество с властью из идейных соображений, другие соглашаются на это просто оттого, что слишком велик соблазн получить прямой выход на первых лиц государства, чтобы было легче решать свои проблемы. Но все это уже никого не интересует. С подачи армии творческой «серости» гордость отечественной культуры вываливают в грязи и, если есть возможность, распинают на кресте.
Самое интересное в том, что понятие «преступный режим» стало самым ходовым ярлыком для всех революций. Помнится, в начале 90-х этот ярлык был навешан на всех партийных функционеров. Пришедшие на волне карабахского движения чистые, белые и почти святые в своей безгрешности революционеры точно так же очистили поле для себя и своих людей. Прошло всего несколько лет и выяснилось, что их режим такой же преступный, а то и хуже. Демонстранты требовали ликвидации «преступного режима» и немедленного установления рая на армянской земле. Этот круговорот «преступных режимов» в природе, увы, продолжается по сей день.