Ретроспекция Давида Сафаряна

Культура27/09/2018

17-18 сентября зал Музея кино Нидерландов был полон. Началась ретроспекция фильмов Давида Сафаряна. 20 сентября состоялась премьера полной режиссерской версии его фильма “Жаркая страна, холодная зима”, вызвавшая повышенный интерес зрителей и критиков. В очередном номере профжурнала “Де Фильмкрант” помещена большая статья о творчестве режиссера. Ретроспекция Сафаряна – беспрецедентное явление для национальной культуры. В странах Бенилюкс начался прокат этого фильма.

Нынешний год для Давида особенно удачлив. В Нью-Йорке Международный фестиваль социально значимых фильмов принес ему престижные награды: Гран при за картину «Жаркая страна, холодная зима» и Приз за лучшую женскую роль, которую получила Яна Друзь. Сафарян получил одну из главных наград Международного кинофестиваля «Золотой витязь». Еще до Нью-Йорка в Москве состоялись ретроспективные показы, посвященные его 65-летию. Тогда известный кинокритик и культуролог Кирилл Разлогов назвал картину «28:94 по местному времени» (полная версия «Жаркой страны…») абсолютным шедевром. Основатель крупнейшего европейского онлайн-издания Cineuropa Валерио Каррузо подчеркнул затронутые фильмом общечеловеческие ценности. Годом раньше Сафаряну вручили Приз за лучшую режиссуру игрового кино на XIX Международном кинофестивале ARPA в Лос-Анджелесе. Наконец, на недавнем XV ереванском «Золотом абрикосе» Сафаряну был вручен Приз за особый вклад в кинематограф Армении и были показаны его фильмы «Как ни странно, – о Хохловой» и «Утерянный рай». Это знаковый для Давида и армянского кино фильм: первая картина независимой Армении, сданная в начале 1992 года – история о семье, главой которой является беженец из Западной Армении, который поселился в горном селе по эту сторону библейского Арарата, и названо село, как и его родное, Партизак. Фильм создан по мотивам рассказов Роланда Шарояна.
В год, когда рухнул Союз, Давид был в Берлине, где познакомился с дистрибьютором Нидерландского киномузея. Как оказалось, это была судьбоносная встреча… «Утерянный рай» и «Хохлову» автор посылал по разным кинофестивалям – на всякий случай. Другого пути не было: «Совэкспортфильм» уже исчез во мгле истории и его функции пришлось выполнять самим авторам. «Хохлова» уже имела награды в Оберхаузене и в Москве. Премьера «Утерянного рая» состоялась на Международном кинофестивале Американского института кино в Лос-Анджелесе.
Сафарян подал заявку на получение в Берлине стипендии для профессиональных деятелей искусства. Заявка оказалась успешной. Радости прибавило и приобретение Музеем кино в Амстердаме его картин «Как ни странно, – о Хохловой» и «Утерянный рай». Картины, купленные музеем, также предназначались для показа в кинотеатрах. Плюс ко всему «Утерянный рай» отобрали для Роттердамского кинофестиваля и несколько месяцев показывали в странах Бенилюкс. Успех? Еще какой! В итоге Фонд Роттердамского фестиваля проявил интерес к следующему фильму Давида и, ознакомившись с его синопсисом, выделил деньги на развитие – именно так! – сценария. Следующим этапом был конкурс сценариев. Из 150 были отобраны только 5 для дальнейшего финансирования, среди них «Жаркая страна, холодная зима». Через некоторое время после показа снятого материала поступило дополнительное финансирование… Этот фильм тоже был приобретен и пополнил сафаряновскую коллекцию Музея кино Нидерландов. Уместно заметить, что его картины есть и во Французской синематеке, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Музее кино России. Понятно, что в эти престижные коллекции попадают кинопроизведения высокого художественного уровня.
Итак, 17-18 сентября в Музее кино в Амстердаме представят ретроспективу из 10 картин Давида Сафаряна. 20 сентября начался прокат «Жаркой страны, холодной зимы» в странах Бенилюкс. В тот же день в музее состоялась премьера полной версии «28:94 по местному времени». Мы имеем редкий случай повышенного и масштабного внимания к творчеству современного армянского кинорежиссера, к тому же на одной из самых значительных площадок мирового кинематографа. И как знать, может быть, это событие поможет Давиду Сафаряну в реализации дальнейших кинопроектов.