Реставрация мечети как проявление «морального террора»,

Культура17/10/2019

или Страшная тайна иранского архитектора

В Баку имеет место очередное тяжелое обострение. После того как в Арцахе реставрировали мечеть «Гёвхар-ага», установив надпись «Историко-культурный памятник, Верхняя мечеть, 1883, охраняется государством», на Апшероне завизжали о «продолжении вандализма, направленного на наследие азербайджанского народа».

Именно такой перл выдал в беседе с Trend председатель Государственного комитета по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы. Разумеется, на этом одиозный «смотрящий за религией» не успокоился. Без каких-либо доказательств он утверждает, будто армяне не только «продолжают незаконные археологические раскопки на азербайджанской территории» (что тут плохого, однако, не ракетные же позиции строят. – А.Х.), но и якобы «разрушают исторические памятники, мечети, фальсифицируют историческое и культурное наследие». Разумеется, коварные армяне делают это с далеко идущей целью, стремясь «стереть с лица земли духовную память азербайджанцев, которые проживали тысячи лет на этих территориях». Он еще, конечно, много всяких глупостей сказал, но дело даже не в этом. Как могут азербайджанские мечети насчитывать многотысячелетнюю историю, если сам ислам зародился лишь 700 лет назад?! И как могут армяне пытаться «присвоить христианские памятники», если сами являются христианами? Это даже не фальсифицирование истории, это тяжелое психическое заболевание, по-другому воспринимать подобные «откровения» просто невозможно. Особенно в той части, где рьяный «хранитель древностей» требует привлечь Армению к «международной правовой ответственности за вандализм, чтобы эти зверства получили международную оценку». То есть реставрация культового сооружения является «зверством» и «вандализмом». Ну как с таким умником полемизировать…
Однако более всего умиляет концовка этого удивительного интервью. По его словам, «армянская сторона даже сообщила, что этот выбор не является случайным. Потому что якобы эта мечеть имеет тесные связи с историей и культурой Ирана (почему – якобы?! – А.Х.). В целом принадлежащие азербайджанскому народу жемчужины ислама на оккупированных территориях целенаправленно выдаются за памятники иранского культурного наследия. Например, как известно, азербайджанский национально-архитектурный стиль «Голубой мечети» в Ереване иранизирован, хотя все историко-культурные памятники на оккупированных территориях принадлежат азербайджанскому народу, его культурному наследию». Весь ужас состоит в том, что иранская сторона никак со всем этим бредом согласиться не может. Потому в реставрации мечети, помимо правительства Арцаха и Армянского фонда возрождения исторического восточного наследия, приняла участие Ассоциация дружбы Иран-Армения. И вот тут – внимание! – коварность армян и их приспешников проявилась во всю ширь. Руководитель иранской компании Part Saman Cahan Co, которая вела реставрацию, Саид Нахаванди «получил высшее образование по специальности архитектор в Армении, и только этот факт говорит о многом», — раскрывает страшную тайну г-н Гурбанлы. Так история вышла на международный уровень. «Участие в этом процессе какой-то компании дружественного Ирана нас крайне печалит», — сообщил он. По этому поводу, как выясняется, опечаленные соседи «неоднократно обращались к руководителям соответствующих госструктур Ирана, а также в посольство этой страны в Азербайджане», отмечая, что происходящее «является моральным террором, направленным против всего исламского мира, и участие какой-либо мусульманской страны или ее гражданина в этом терроре неприемлемо». Теперь вот они сидят и ждут, что «дружественный, братский Иран пресечет попытки проживающих в стране армян навредить азербайджано-иранским отношениям». И уже абсолютно непонятно, при чем тут иранские армяне. Не они же стали инициаторами реставрации мечети в НКР…

Можно возмущаться такой позицией, можно смеяться. Но лучше всего – посочувствовать соседям, которые, отстаивая свою ущербную и уязвимую позицию, прибегают к аргументации, которая выставляет их в очень и очень невыгодном свете. Очевидно, что подобного рода аргументация если и заставляет о чем-то задуматься, то лишь о прискорбном состоянии умов на Апшероне. Это тяжело осознавать – ведь, хочешь не хочешь, а нам предстоит всегда с ними соседствовать…