Редкая работа Маэстро Кочара пополнила музейную коллекцию

Культура22/02/2018

Музей Ерванда Кочара представил миру редчайшую работу великого маэстро – портрет Жоржа Захаряна (на снимке). История поступления портрета весьма интересна.

В октябре 1922 года Ерванд Кочар, совсем еще молодой художник, проучившись в Москве, вернулся в родной Тифлис и вскоре рванул в Венецию, где преподавал рисование в армянском монастыре Св.Лазаря. Там же и жил. Пишет в письме: «Мне предоставили зал…» Весьма общительный и коммуникабельный Ерванд вскоре перезнакомился с армянской общиной города. Его полюбили, он подружился с Аветиком Исаакяном, с Арменом — братом известного дашнакского лидера Амазаспа Оганжаняна и с Жоржем Захаряном, своими знакомыми по Тифлису. Дружба дружбой, но в Венеции, где пробыл восемь месяцев, Кочар выполнил портреты Исаакяна, настоятеля монастыря Св.Лазаря отца Кюрегяна и кардинала Ла Фонтена…
«В архиве Кочара мы нашли фото бюста без какой-либо надписи, — рассказывает замдиректора Лала Мартиросян-Кочар. Отгадать чей, так и не смогли: не было зацепок. В 90-х пришел в музей посетитель, как оказалось, родственник Огаджаняна, и показал нам лист из старого альбома с фотографиями этого бюста и рисунка. Как раз в это время открылся спецхран Публичной библиотеки и в одном из армянских журналов, издававшихся в Париже, мне попалась статья о Кочаре и фотография этого бюста. Главное, была надпись «Портрет Жоржа Захаряна». В своих письмах Кочар не раз упоминал имя своего приятеля – и только. Все сошлось. Мы начали поиски и нашли в Риме некоего Паоло Захаряна. Как потом выяснилось, он долгие годы был управляющим Banca di Roma. Связались с ним, рассказали. Он тут же ответил, мол, я сын Жоржа, портрет отца много лет стоит на моем столе. Священная реликвия, с которой я расставаться не намерен. Мы, конечно, расстроились, но что поделаешь. В 2015 году Паоло наконец решился: «Мне много лет и я хочу передать портрет музею», написал он нам. Мы поехали в Рим, где и состоялась церемония передачи в дар бюста.
Оформление документации растянулось на много месяцев: долго давали разрешение на вывоз и т.д. В Италии действуют жесточайшие правила вывоза произведений искусства. Без нашего посольства в Италии мы бы не обошлись, — говорит Лала Кочар. – Действенную помощь оказали директор «Антарес» Армен Мартиросян и гендиректор транспортной компании «Апавен» Арсен Казарян и, конечно, Минкультуры». С величайшей осторожностью редкую работу Ерванда Кочара привезли в Ереван. Музей хотел обязательно пригласить Паоло Захаряна на презентацию, но он приболел и акция растянулась. Сегодня бюст Жоржа Захаряна украшает экспозицию как свидетельство веницианского творчества Маэстро. К сожалению, до сих пор не удается найти замечательные портреты Исаакяна и кардинала Ла Фонтена. Бюст отца Кюрегяна, собственноручно изваянный Кочаром из мрамора, занимает почетное место в музее монастыря Св.Лазаря.
Посетители, думается, оценят эту редкую скульптуру молодого Кочара. К сожалению, физические возможности музея не позволяют представить творчество великого художника XX века, он остался, как ни странно, несколько в стороне от туристических троп, сюда упорно не водят именитых гостей. В 2019 году планируется широко отметить 120-летие Маэстро Кочара, музей подготовил обширный план юбилейных мероприятий. Какие из них материализуются, сложно сказать. Пока же нужно обязательно включить музей в программу Саммита Франкофонии, который, как известно, пройдет в октябре. Ерванд Кочар жил в Париже в 1923-1936 гг., где познал славу и стал тем самым Маэстро, которого знает весь мир.