Раскол по-армянски, или Другого народа для господ-правителей нет

Последствия войны, внутриполитическая грызня, социально-экономический кризис, — все это усугубляeт раскол в армянском обществе. Автор рассуждает на эту тему, показывая, как на протяжении десятилетий усиливалась разобщенность граждан.

Нехорошее слово «быдло» можно заменить на «сброд», «плебс», «чернь» – суть от этого не меняется: чем дальше, тем больше разочаровываемся и отворачиваемся от сограждан, не разделяющих нашу точку зрения, и каждому свой взгляд представляется единственно верным. Отсюда непримиримость друг к другу и выходящая из берегов резкость суждений и оценок.

Как бы там ни было, правильный знак препинания во фразе «Страна победившего быдла» можно поставить только после выборов.

– Если он окажется восклицательным, – говорят одни, – считайте, что Армении больше нет.

– В случае победы команды Пашиняна, – стоят на своем другие, – знайте: жить лучше мы, может, и не станем, зато войны с ее ужасами, кровью, разрухой и беженцами не будет.

Что угодно для души – выбирайте сами.

А пока то да се, два берега одной реки отдаляются друг от друга, хотя ситуация (военная, экономическая, моральная, политическая) такова, что мосты надо не разводить, а наводить, но с этим никак не получается. Одна из причин – мы разные, но ведь не только мы.

…В разных странах люди смотрят на жизнь по-разному, однако, всегда выигрывает страна, граждане которой энергичнее, умнее, образованнее. Правда, по утверждению Макаревича из «Машины времени», 70% населения Земли – как раз идиоты, и (если вдруг музыкант прав) хорошо бы нам быть в оставшихся 30%-и.

Между тем, разделение общества на «правильных» и «неправильных» началось не с Никола, а с первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.

По хронологии и в порядке напоминания: именно при Тер-Петросяне во всех подробностях и со смаком было оплевано и проклято советское прошлое, предложено зыбкое настоящее и воспето лучезарное будущее, от которого народ стал разбегаться.

Потом Тер-Петросяна «ушли». А дальше ракол между богатыми и бедными только усилился…

…2021 год. Разлом дошел до апогея! С приходом Никола Пашиняна словесная трескотня о возвышенном поначалу была принята на «ура», а усилия по разрыву между «бывшими» и «настоящими» приобрели космическую скорость. Сказать, что это хоть как-то способствовало пусть не сплочению общества, но хотя бы росту экономики и улучшению условий жизни – не скажешь: чего не было, того нет и сегодня.

Разлом можно увидеть как в большом, так и в малом. О малом, из которого, в зависимости от установок общества, зарождается и расцветает (или не расцветает) плебс.

– В годы моей молодости (1960-е), – вспоминает ветеран армянского спорта Левон Мсерян, – ереванцы все-таки делились не на коммунистов и диссидентов, а на воспитанных и невоспитанных. Воспитанные понимали: вначале надо выпустить из лифта других, а потом выйти самому. Знали: нельзя включать громкую музыку, хлопать дверью, нехорошо оставлять после себя мусор и так далее. Со временем культурных в Ереване и Армении в целом становилось все больше, невоспитанных – меньше, в обществе утверждались гармония и взаимопонимание. Потом все рухнуло.

– В чем это проявляется?

– Изощренных ругательств с упоминанием анатомических особенностей мужских и женских тел в эфире тебе мало?

Сегодня система радиолокационного опознавания «свой-чужой» заточена не на образованность, культуру поведения, правила этикета, она определяется коэффициентом ненависти друг к другу на митингах сторонников или противников Никола и его команды.

…Помнится, размышляя о новой Армении (которой уже по счету!) первый президент высказывался в том смысле, что страна заживет по-новому только после того, как люди советской формации перемрут, и народится новое поколение, знающее толк в гольфе (позже – селфи) и американском рэпере Канье Уэсте. Вот тогда заживем!

Старые частично ушли (отцы-матери, дедушки-бабушки, партийные-беспартийные, но наши ведь, не чужие, неужели не жалко?), приходят, как и должно быть, другие. Но все еще остались и живут тысячи людей, которые те времена помнят, часто по-доброму. Разве взаимопониманию в обществе и консолидации поколений это мешает? Они, эти люди, еще не так стары, чтобы завтра же умереть, а ускорять процесс как-то не комильфо.

Все вместе, старики и молодые, те, кто за Пашиняна и те, кто против него, карабахские, апаранские, севанские, те, кто с дипломом Кембриджа или аттестатом средней школы села Еранос, воевавшие и не воевавшие – это мы, армяне, семья, в которой уродов не больше, чем у французов, гватемальцев, американцев…

Похоже, мы перестаем нравиться самим себе. Если внимательно прислушаться и присмотреться, то не в восторге от своего народа и сегодняшняя власть: и работать как следует не хотят, и улицы перекрывают не только, когда надо, но и когда не надо, и прут со своими требованиями к парадному подъезду, и даже обогащаться не спешат.

Что тут скажешь? Другого народа для господ-правителей в Армении нет, а родить его по заявкам невозможно. Что есть, с тем и жить, тут важно, чтобы жить с правителями захотел сам народ.

Поживем – увидим.