Протесты по-армянски и уроки демократии от Мараховского

Мир и мы04/04/2019

Митинговые долгоиграющие протесты в Армении стали нормой. Широким и нешироким массам перекрыть теперь стратегическую дорогу, железнодорожное полотно и т.д. – раз плюнуть, так же, как взять в «оборот», скажем, здание правительства. Или ректора вуза, или …
А как с этим делом в странах развитой демократии? Недавно мне попалась на глаза статья известного журналиста Виктора Мараховского. Вот лишь несколько небольших цитат.

“Многие… в недоумении по поводу новостей из-за границы. Премьер-министр Франции пообещал ужесточить наказание за участие в несанкционированных митингах, и публика узнала:
— что с начала протестов “желтых жилетов” во Франции погибли одиннадцать, арестованы почти шесть тысяч человек, а более тысячи осуждены на тюремные сроки;
— что за организацию несогласованной акции французу полагается на первый раз полгода тюрьмы и штраф в 7,5 тысяч евро, а в случае рецидива — год тюрьмы и штраф в 15 тысяч евро (при средней французской зарплате в 2,25 тысячи евро)”.
По словам Мараховского, практически во всех передовых демократиях законодательство в отношении “майданов” быстрое и безжалостное, поскольку нормальная западная демократия построена на балансе интересов элит, каждая из которых владеет пакетом доверия от части общества (при этом никто не владеет его контрольным пакетом).
“При таких правилах игры выводить на улицы массы, готовые к насилию, — дикое преступление и нарушение конвенции. Поэтому всех, кто к этому склонен, метят на ранней стадии и весьма быстро выбрасывают не то что из политического процесса, но и просто из полноценной жизни на дно общества”, — пишет автор статьи.
Конечно, Мараховский писал для российской аудитории, но все это вполне применимо и для армянской почвы. Кто из нас когда-нибудь слышал о сколь-нибудь серьезных мерах, хотя бы просто административных, по отношению к инициаторам долгих массовых протестов?
А ведь страшно подумать, что произошло бы в той же Франции, если бы там вооруженные люди захватили полицейскую территорию, где есть оружие, да еще с жертвами из числа правоохранителей при исполнении. Вряд ли будет большим преувеличением предположить, что либо захватчики бы сдались подобру-поздорову через пару часов, либо вся территория была бы сожжена из огнеметов, возможно, даже вместе с заложниками, а с террористами уж точно.
Можно ли представить, что в Нью-Йорке неделями перекрыты центральные стриты и авеню. Вернее, это невозможно представить, ибо не то что до недель, до 24 часов бы дело не дошло, и реакция властей была бы гораздо жестче, чем можно себе представить в сердобольном Ереване.
Мы как-то тихо приучились к тому, что протестовать можно сколь угодно долго и по любому, даже самому бредовому поводу. Хорошо бы еще понять, что многие протесты, которые рядовые и простодушные их участники наивно считают “народными”, давно уже приспособлены под инструмент в чьих-то руках, в том числе властей – любых, что ушедших, что пришедших, что тех, кто еще только в проекте. На самый худой конец протесты позволяют выпустить пар “народным массам”, тоже ведь результат.

Позволю себе еще раз обратиться к Мараховскому. Находясь в бесконечном потоке самой разной информации, говорит он, человек “отращивает” себе своеобразные “фильтры”, пропускающие только ту информацию, которую он считает нужной и полезной. Это, возможно, спасает от сумасшествия, но неминуемо порождает у индивидуума искаженную картину мира, искривленную в сторону собственных представлений, такую, в которой ему максимально комфортно. Это ли не мы наблюдаем у части зомбированной публики, не воспринимающей никакую трезвую аргументацию.
По словам Мараховского, вся отфильтрованная таким образом информация служит подпиранию и укреплению иллюзий. А иллюзия, разделяемая многими, в критический момент может стать боевым коллективным бредом — и тогда обществу не позавидуешь”.
Совершенно очевидно, то, о чем теоретизирует Мараховский, мы испытали на практике совсем недавно. Так что свободы поорать и попротестовать у человека намного больше, например, в Армении, чем в идеализируемой кем-то Европе и Северной Америке, тут мы этим самым демократиям дадим вперед.

Справедливости ради нужно отметить: что позволено Юпитеру, не позволено “простолюдинам”. Жесткий разгон митинга, возможно, с жертвами, нормален для западных стран, никто и никогда их за это осуждать не будет – только попробуй у них там перекрыть дороги к аэропорту “Хитроу”. А разгони идентичный митинг у нас – мигом набегут с того же Запада всякие артистки и рокеры, защитники прав человека, международные организации, соответствующие СМИ поднимут вой до небес.
И это нормально, поскольку уже давно нормальным стало использование двойных, а то и тройных стандартов и в межгосударственных, и в межличностных отношениях, заключает автор.

Рубен ГЮЛЬМИСАРЯН