Пространство и знаки Карена Агамяна

Культура28/06/2018

В доме художника проходит выставка председателя СХ, профессора Карена АГАМЯНА. «Эта выставка важна не только для того, чтобы предстать перед зрителем, но и для самооценки», — говорит Агамян. Незадолго до этого он показал свои работы в Виннице, куда был приглашен на международный пленэр.

Ереванская выставка дает совершенно адекватное и масштабное представление об авторе — человеке и художнике. Последняя его экспозиция в Ереване была много лет назад, с тех пор появились новые работы, дополнившие общую картину. В этой экспозиции большинство картин созданы в последние годы. В Училище им.Терлемезяна Агамян учился на живописца, причем очень успешно и многообещающе. Затем сделал крутой разворот: продолжил образование на факультете промышленной эстетики Театрально-художественного института. Тогда, в 64-м, в стране, кажется, даже слова “дизайн” не было в обиходе. Выбор был твердым и окончательным. Почему промэстетика? Только потому, что интересно. Новые времена, новые нравы. Новые горизонты, одним словом.
С тех пор в нем счастливо сочетаются живописец и дизайнер, что в итоге и дало очень своеобразного художника. Остается еще сказать, что Агамян обладает даром рисовальщика. Это не голословное утверждение, достаточно хотя бы краешком глаза увидеть его живопись, где рисунок – едва не главная составляющая. Мастерство же крепло из года в год. А рисунок — основа изобразительного искусства, самый главный инструмент. Агамян считает, что его основное кредо — крепкая выучка и крепкая традиция, без них ничего толком не получится, одна фальшь и воздушные пузыри.
Он живописует с начала 70-х. Пейзажи, портреты, тематические картины. Параллельно преподавал дизайн и делал дизайн-проекты, в основном интерьеров и выставок, проекты по тем временам вполне современные, часто неожиданные. Перелом произошел в 1988-1990 годах, когда история совершила такой неожиданный кульбит. Карабахские события и землетрясение не только драматизировали агамяновскую палитру, но и мысли. Именно тогда стилистика Карена обрела в основном те параметры, по которым его картины узнаются безошибочно. Это интеллектуальное искусство, сочетающее в некоторой мере приемы метафизической живописи и сюрреализма. Заново осмысленные и по-новому обыгрываемые. В результате перед каждой картиной Агамяна зритель, если только он не хочет обежать сотню работ за пять минут, может простоять достаточно долго и попытаться найти потаенный смысл. А он, смысл, как назло, не лежит на поверхности, он где-то там в глубине и за горизонтом. Названия, конечно, точка опоры, но опять же их соотнесение с красочным изображением требует усилия ума и воображения. Ведь в каждой картине — коллизия, в которой сталкиваются и обстоятельства, и чувства. Коллизия, в которой сплавляются воедино красивая живопись и дизайн.
Агамян, как мало кто из наших художников, умеет задать зрителю вопрос живописно-философский, но при этом не оставляет возможности для легкого однозначного ответа. Но известны ли ему ответы? В этом и заключается интрига… Ирреальное тревожное пространство его картин заполнено силуэтами, тенями, отражениями, зеркалами, эфемерными очертаниями фигур, геометрическими объемами, статуями-людьми — сложные мизансцены. Все настолько интересно, что хочется заглянуть за холст, узнать, куда уходит, во что преображается его пространство. Агамян фактически создает некий параллельный мир, живущий по своим законам. Мир таинственной, даже магической атмосферы. Мир умозрительный, но ставший видимым. Алгоритм его мира.
Карен не вымучивает свои композиции, как правило, они рождаются прямо на холсте, без всяких эскизов. Многое — чистая импровизация. Мгновенная работа мысли, которую он успевает схватить на лету и зафиксировать. Вот тут-то и необходима та самая крепкая, классическая выучка, без которой просто невозможно материализовывать прихотливые подсознательные, но вполне осознанные образы, ситуации и мизансцены. Абсолютную свободу дает виртуозное умение рисовать. Тот самый рисунок, который сегодня, увы, не в чести. Результат общеизвестен…
Не так давно в картинах Агамяна появились характерные армянские элементы: кусочки карпетов, месроповские буквы, различные символы и знаки. Они умело и неназойливо вкраплены автором в композицию и придают им вновь осмысленный национальный дух. Это новый художественный образ Армении, особенно ярко проявившийся в тематических работах недавнего времени.
Искусство Карена Агамяна пульсирует на стыке реального и ирреального, в унисон с пульсом нашего времени. Тем оно и ценно.