Пространство Давида Ереванци

Культура21/02/2019

В столице появился еще один памятник Комитасу. Скорее камерная скульптура, установленная в атриуме Музея-института композитора. Он отлично смотрится рядом с деревом-символом, переживающим весь природный цикл.

 

Скульптура – метровая авторская версия Давида Ереванци (Бабаян). Конечно же, она возникла не случайно. Над Комитасом Давид работал много лет, пока в результате выигранного конкурса в самом центре Парижа в 2003 году открылся памятник композитору-мученику и жертвам геноцида 1915 года. Место, где стоит Комитас, самое-самое: в двух шагах Гран Пале, на площади Канады, рядом плавно течет Сена. Парижский памятник удался, в этом нет сомнения, впрочем… Кому-то он в упор не понравился. Помнится, журналистка из Еревана писала, что, мол, никто на фоне Комитаса не фотографируется. Это такой критерий оценки художественных и других качеств памятника. И прочая подобная дребедень. Время показало, что парижский Комитас очень органичен в пространстве бульвара и очень посещаем. «В музее давно хотели иметь копию парижского памятника, но все никак не получалось. Помог российский бизнесмен Илья Саркисов» — говорит Давид. А несколько дней назад скульптор имел еще один повод для радости: на столичном Доме шахмат, что на Кольцевом бульваре, установили памятную доску с именами архитектора Жанны Мещеряковой и Давида Бабаяна, автора чеканных фигур на фасаде и росписи в фойе. В 1970 году это было первым появлением искусства молодого Давида пред очи сограждан. Решение смелое и неожиданное, в то время таких арт-объектов было немного. После этого Давид женился и уехал в Польшу. К этому времени он выработал свой оригинальный и узнаваемый пластический язык. После незатянувшегося польского периода неугомонный Давид двинулся в Париж. Первые парижские годы не были усыпаны розами. Доказывать, что ты художник, надо было постоянно, ведь уезжающему из советской страны Давиду не позволили взять с собой даже собственные работы: керамику, чеканку, графику. Он преодолел все препятствия и предубеждения благодаря неуемной энергии, огромному трудолюбию и коммуникабельности. В итоге во Франции стоят более полутора десятка его монументальных работ, венцом которых является памятник Комитасу. Все эти годы Давид часто приезжал в Армению, здесь установлен трепетный и трогательный памятник У.Сарояну, рельеф в память о мэре столицы Григоре Асратяне, скульптура, посвященная женщинам, спасшим в годы геноцида драгоценный Мушский Часослов, и другие. В прошлом году в Саду влюбленных появилась соответствующая бронзовая скульптура (не без помощи Ильи Саркисова). Все работы Ереванци, будь то монументальная или камерная бронза, чеканка, живопись, фаянс или эстампы, обладают магией явной и тайной духовности и выполнены с неоспоримым мастерством. В этом могут убедиться и посетители садов Ватикана, где в мае прошлого года открылся памятник Св.Григору Нарекаци – средневековому поэту, богослову, философу. Нарекаци причислен Католической Церковью к Учителям Вселенской Церкви прежде всего как автор глубочайшего и всеохватного произведения «Книги скорбных песнопений», переведенных полностью или фрагментами на множество языков.
Началась ватиканская эпопея в тот день, когда в дар прибывшему в Армению понтифику была преподнесена камерная скульптура Нарекаци. Тогда же родилась идея о памятнике в Ватикане. Папа Франциск с благодарностью согласился. «Нарекаци» органично вписан в среду (арх. Микаел Асратян) и красиво смотрится на фоне старой кирпичной стены. Давид создал современную скульптуру, тем не менее тонко слитую с древними армянскими арт-традициями. Коленопреклоненный гений предстает с лицом, обращенным к Всевышнему. К каким неведомым духовным высотам устремлен его разум, трудно сказать. Ереванци в известной мере сотворил собирательный образ духовного пастыря армянского этноса, в то же время это ренессансный человек, опередивший свое время. Нарекаци дарует людям святую книгу, у ног — ангелы, гранатовые ветви с плодами. С тыльной стороны скульптура украшена изображениями Св.Духа, армянских церквей и другими многозначными символами.
«Нарекаци» был отлит в двух экземплярах. Где в Армении будет установлена копия, пока неизвестно. Обсуждается несколько вариантов. В любом случае памятник облагородит окружающее пространство.
В прошлом году Давид Ереванци наконец обрел собственную крышу над головой (стал уже подлинным ереванци, каким и был по рождению и по самое начало 70-х!) и постепенно перевозит из Парижа домой свои работы. Насладиться своим вновь обретенным уютом и покоем пока не получается. Воображение рисует новые скульптуры для ереванских улиц. Особенно для Северного проспекта. «Отличное место, — говорит, — прекрасное пространство». Что сотворит – говорить рано. Нечто в своем духе. В этом весь Ереванци.