Председателем Союза композиторов Армении переизбран заслуженный деятель искусств, профессор Арам Сатян

Лица02/11/2022

Отшумел XVI съезд Союза композиторов и музыковедов Армении. Прошедшие после предыдущего съезда годы оказались не лучшими в истории страны, тем не менее союз во главе с председателем проделал большую работу по организации музыкальной жизни, что по достоинству было оценено коллегами. Предлагаем блиц-интервью с Арамом Сатяном.

— Несколько цифр: сколько членов в союзе и как распределились голоса выборщиков?

— Всего нас 140, из них 30 – за рубежом. В голосовании участвовали 90 человек: 56 проголосовали за меня, 30 – за Арама Овсепяна. Четыре бюллетеня оказались недействительными.

Меня спрашивают об оппозиции, я отвечаю, что оппозиции в союзе нет – мы все делаем одно общее дело. Просто некоторые имеют иной взгляд на работу союза, порой они очень категоричны и не понимают, что союз – это разные люди, разные характеры, разные поколения со своими творческими позициями.

— Обещания исполнить удалось?

— В основном да. Провели множество различных концертов, фестивалей, творческих форумов и конкурсов. Модель деятельности союза сохранится, и все же планируем откорректировать наш устав, в частности, пункты, касающиеся имущества союза и выборов руководства.

— Впечатлили ваши слова, что в дилижанский Дом творчества вложено 500 миллионов драмов инвестиций. Что финансово поддерживаете членов союза, что в состоянии проводить даже масштабные музыкальные мероприятия и акции. Как это удается, если государство особого участия в жизни союза не принимает. Откуда 500 миллионов?

— Начну с того, что мы смогли сохранить Дом творчества в Дилижане – это самое главное. Ведь, к примеру, ДТ российского союза знаменитая «Руза» была продана. Ну это так, к слову. Мы пошли другим путем и затеяли лизинговую программу на предмет реанимации Дома творчества. И не ошиблись. Нашли инвесторов, которые взялись восстановить и обставить коттеджи и пансионат. Они платят аренду в течение 5-6 лет и за доступную оплату предоставляют их членам союза. И сами, конечно, временами пользуются благами ДТ. В результате мы уже имеем 22 капитально отремонтированных коттеджа и весь пансионат. Фактически заново отстраиваем сгоревший коттедж. Обновили первый этаж административного корпуса и столовой. Думаю, до конца будущего года все коттеджи будут как новенькие. Кстати, один из коттеджей уже в полном распоряжении союза. Кроме того, построили прачечную, частично реконструированы системы освещения, водоснабжения и т.д. Продолжается благоустройство и озеленение всей территории.

— А в Ереване?

— Приведены в надлежащий вид наш концертный зал и фойе второго этажа. Считаю важным также и реставрацию живописного панно Мартироса Сарьяна – украшение концертного зала.

Что касается нашей деятельности на ниве музыки, то отмечу целый ряд мероприятий, особенно готовящийся фестиваль камерной музыки наших авторов – Дни армянской музыки – в России, Грузии, Бельгии, США. Главная фишка – Панармянский фестиваль джазовой импровизации осенью будущего года. Нам в этом помогут ЮНЕСКО и министерство культуры. Уверен, будет очень интересно, ведь в 60 странах активно музицируют армянские джазовые музыканты, многие из которых известны далеко за пределами страны обитания. И далее по списку – много чего, в том числе конкурсы-фестивали, мастер-классы и семинары, молодежный форум и т.д. Дел и задумок невпроворот. Будем работать.

Карэн МИКАЭЛЯН

«Н.В.» желает Араму Сатяну успехов и новых достижений в руководимом им творческом союзе.

***

Как Дилижан стал любимым местом отдыха интеллигенции

При въезде в курортный Дилижан в глаза сразу бросается большая синяя доска с надписью «Дом творчества композиторов имени Эдварда Мирзояна».

В начале 1960-х годов появилась идея строительства Дома творчества композиторов в одной из закавказских республик. И Грузия, и Азербайджан хотели иметь его на своей территории. Пока они вели переговоры с Москвой, Эдварду Мирзояну, возглавлявшему в то время армянский Союз композиторов, удалось получить все необходимые разрешения и приступить к реализации проекта в Армении. Однако это оказалось непростой задачей.

Когда Антон Кочинян, первый секретарь Компартии Армении, дал разрешение на строительство, следующей задачей Эдварда Мирзояна стал выбор места. «Я осмотрел 12 мест по всей Армении, четыре из них по совету Кочиняна. Я посмотрел Лори, Агверан, озеро Парз, но не согласился строить ни в одном из этих мест…», — пишет Мирзоян в своих воспоминаниях.

Однако оказалось, что озеро Парз (Парз лич) было почему-то предпочтительным для властей. Несколько высокопоставленных чиновников из Москвы, которые отвечали за проект, даже приехали в Армению, чтобы осмотреть его. Хотя они не смогли добраться до озера из-за ужасного состояния дорог, тем не менее решили, что это самое подходящее. Эдвард Мирзоян был недоволен решением, потому что ему сказали, что вокруг этого озера очень много комаров. Мирзоян не позволил бы проекту быть реализованным в районе, который не подходил для его предполагаемой цели — творческой работы и отдыха. Он выступил против первоначального решения и сказал Кочиняну, что отказывается строить курорт возле озера Парз.

«Я вижу, что от вас никуда не деться. Мы сохранили одно место в Головино (район недалеко от Дилижана). Ты можешь забрать его вместе с садом.», — сказал Кочинян Эдварду Мирзояну.

Жена композитора, Елена Мирзоян, вспоминала, что муж был настолько вовлечен в процесс строительства в Дилижане, что даже следил за подвеской люстр в коттеджах. «Однажды он пришел домой с работы и сказал мне, что немедленно едет в Дилижан. Когда я спросила почему, он сказал, что ему нужно точно сказать строителям, где ставить розетки», — вспоминала она.

В 1963 году Союз композиторов Дилижанского курорта открыл двери в восьми коттеджей, спроектированных специально для музыкантов. Они были построены на некотором расстояниях друг от друга, чтобы не мешать при воспроизведении музыки. На протяжении последующих лет были построены новые коттеджи и подсобные помещения. После открытия курорт почти сразу стал одним из самых популярных мест среди советских музыкантов.

«Это был тихий уголок, идеально подходящий для творческой работы среди лесов с удивительно свежим воздухом. Он сразу же стал любимым местом, потому что имел всесоюзное значение. Сразу после его открытия в нем начали проводиться музыкальные недели и дни культуры различных стран — Болгарии, Польши, Чехословакии, Германии. Здесь также проходил форум советских и итальянских композиторов. И поскольку комплекс был красивым и удобным местом, многие важные культурные мероприятия были организованы здесь, а не в Москве», — делится воспоминаниями композитор Ерванд Ерканян.

Еще одним уникальным аспектом Дома творчества было то, что он быстро стал культурным центром для многих известных гостей. Здесь, в небольшом горном уголке Армении, можно было поиграть в футбол с композитором Дмитрием Шостаковичем или Арно Бабаджаняном. Также тут можно было встретиться с известным художником Мартиросом Сарьяном или пособирать грибы с одной из самых известных балерин своего времени Майей Плисецкой.

Здесь бывали музыканты, композиторы, писатели и художники со всего мира, в том числе Арам Хачатурян, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Мейер, Гия Канчели, Феликс Глонти, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Анна Зегерс и Ганс-Ульрих Бухгольц. В Дилижане были создали все необходимые условия для продуктивной творческой работы. Не случайно Дмитрий Шостакович был в Дилижане четыре раза. Во время своих визитов он сочинил свой знаменитый струнный квартет № 9, а также музыку к советскому фильму «Гамлет».

 «Я помню, что Шостакович всегда останавливался в коттедже № 8. Перед ним было футбольное поле. Однажды у нас был футбольный матч. Арно Бабаджанян возглавлял одну команду. Композитор Родион Щедрин со своей женой Майей Плисецкой вели другую. Судьей был Шостакович. И каждый раз, когда кто-то ударялся о деревья и падали яблоки, он злился и назначал наказание», — вспоминала Елена Мирзоян.

В 1965 году всемирно известный британский композитор Бенджамин Бриттен и его друг, певец Питер Пирс, также приехали в Дилижан. Советская Армения организовывала «Days of Benjamin Britten», и Дилижан стал принимающим городом. Во время своего пребывания Бриттен сочинил цикл песен для высокого голоса и фортепиано и посвятил его своим друзьям, Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, которые также отдыхали в Дилижане.

В 1970-е годы люди со всего мира приезжали в Дилижан не только отдыхать и творить, но и увидеться со своими коллегами, а также окунуться в культурную атмосферу. «Есть запись, где грузинский композитор Феликс Глонти признается, что, хотя у них уже есть Дом творчества в Боржоми, он предпочел приезжать в Дилижан только для того, чтобы встретиться с композиторами Эдвардом Мирзояном, Арно Бабаджаняном и Газаросом Сарьяном. Для него в Дилижане была совершенно другая атмосфера. Композиторы приходили, обменивались идеями, показывали друг другу свои работы», — вспоминает Елена Мирзоян.

Еще одним известным гостем был патриарх армянской живописи Мартирос Сарьян. Елена Мирзоян рассказала также историю и о нём: «Каждое утро он стоял на своем балконе и говорил: «Это потрясающе!» Однажды пришла уборщица и сказала нам, что Сарьян сошел с ума и каждый день повторяет одну и ту же фразу. Но, конечно, это было не так. Он был так очарован природой, что повторял одну и ту же фразу каждый божий день».

Годы, проведенные в так называемом «Дилижанском лагере композиторов», были особенными не только для деятелей искусства, но и для их семей и детей. Профессор Аршак Мирзоян, сын Эдварда Мирзояна, с удовольствием вспоминает свои дни в Дилижане: «Я провел там все свое детство, и это были счастливые дни. Для нас было нормально встретить Майю Плисецкую по дороге в кафетерий. И я помню, как Арно Бабаджанян собирал всех детей и рассказывал истории. Теперь, спустя много лет, я понимаю, какой привилегией я обладал».

Эдвард Мирзоян никогда не прекращал работать над улучшением комплекса. Он понял, что ему нужен концертный зал. Однако это было бы еще одной проблемой: в 1980-е годы такие проекты зачастую не финансировались, но Мирзозян знал, как реализовать задумку. Это случилось в Большом театре в Москве в 1980-х годах, где отмечалось 200-летие Бетховена. Представители советских стран вышли на сцену, чтобы выступить с речами. Когда настала очередь Мирзояна, он рассказал о роли Бетховена в культуре Армении, а в самом конце добавил: «Мы почти закончили строительство Концертного зала в Дилижанском ретритном центре композиторов». Дело в том, что в момент этой речи строительство еще даже не началось. Но из-за того, что миру уже было объявлено о концертном зале имени Бетховена в Дилижане, властям пришлось быстро начать финансирование, чтобы не ставить себя в неловкое положение.

«Я помню, как однажды мы поехали туда с моим отцом, чтобы посмотреть, как идет строительство. Рабочие очень плохо построили одну из стен. Я никогда не видел своего отца таким сердитым. Он спросил их: «Вы строите сарай или концертный зал?» Им пришлось свалить стену и построить ее заново. Другой проблемой для концертного зала стала его акустика, — рассказывает Аршак Мирзоян. — Мой отец представил себе сопоставление «Лунной сонаты» Бетховена и вида на Луну из огромных окон. Но специалистам по акустике не понравилась идея стеклянного окна и форма зала в целом. Один из них сказал, что хорошая акустика требует сноса стены. Другой сказал, что потолок должен быть выше. Мой отец был очень опечален. Несколько дней спустя по дороге в аэропорт он отвез специалистов по акустике в монастырь Гегард. К счастью, в монастыре пело несколько человек, и все эксперты были поражены великолепной акустикой. И прямо там, стоя в Гегарде, они решили построить потолок концертного зала по образцу потолков армянских монастырей».

В 1984 году, казалось бы, невозможная идея Эдварда Мирзояна была наконец реализована. Акустика концертного зала Бетховена стала одной из лучших в Армении. Из больших стеклянных окон открывается вид на пышный лес. Концертный зал на 600 мест официально открылся 28 января 1984 года специальным концертом. Елена Мирзоян вспоминала, как всех поразило исполнение Тихона Хренникова, российского пианиста и главы Союза советских композиторов. Он тогда отметил, что зал в Дилижане сравним с Большим залом Московской консерватории. Дирижером открывающего концерта был Валерий Гергиев.

До 1990-х годов Дилижанский Дом творчества Союза композиторов продолжал оставаться одним из самых активных музыкальных центров Армении. Однако после распада СССР Республика Армения, охваченная войной, искалеченная экономическими трудностями и все еще восстанавливающаяся после разрушительного землетрясения, не смогла выделить ресурсы, необходимые для его поддержания.

В 1991 году Эдвард Мирзоян ушел с поста главы Союза композиторов и прекратил свою работу, связанную с Дилижаном. В последующие годы ДТ продолжал принимать гостей, но его лучшие времена все же давно прошли. Сегодня он нуждается в инвестициях и надлежащем уходе, чтобы вновь стать значимым культурным центром для местных и зарубежных музыкантов.

В 2013 году ДТ был назван в честь Эдварда Мирзояна, человека, который вложил в проект свое сердце и душу. Без него комплекс никогда бы не стал признанным центром для музыкантов и художников и примером того, что Армения может предложить миру.

Источник: EVN Report, статья Арпине Ароян

Армянский музей Москвы и культуры наций