Под звон святых колоколов

Архив 201507/04/2015

Армянство мира отметило Св.Пасху — Сурб Затик. Главное таинство — возгорание Благодатного огня произошло в далеком Иерусалиме — общехристианском Святом граде. Однако для армян он далек географически, но не духовно. Уже 16 столетий Иерусалим есть и будет впредь частью армянского космоса, частью армянской души и самосознания. Причем независимо от того — верующий человек или нет.

 

И также не особенно существенно в этом случае, как складываются отношения между Арменией и Израилем. Армян с Иерусалимом связывают незримые нити, может быть даже на генетическом уровне. Не случайно же этот город является одним из центров армянской духовности, культуры и искусства вне зависимости от исторической и политической ситуации.

ПАСХАЛЬНЫЕ СТРАСТИ
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

В Иерусалиме армянская патриархия отмечает также и православную пасху, за день до которой — в Великую субботу Страстной недели в Храме гроба Господня происходит возгорание Благодатного огня. Это одно из важнейших христианских таинств, в котором, по традиции, участвует и армянский патриарх. Церемонии выноса Благодатного огня время от времени омрачают инцидентами, ставшими следствием противостояния между Греко-Православной и Армянской Апостольской Церквами. Страсти кипят уже много лет…
Согласно многовековой традиции, свидетелями божественного чуда возгорания Благодатного огня у Гроба Господня могут быть только православный и армянский патриархи Иерусалима. Так было полторы тысячи лет. (Традиция утверждена так называемым статусом-кво, определенным еще турецким султаном. Это единственный документ, которым по сей день руководствуются в решении вопросов, связанных со взаимоотношениями конфессий.) Утром за день до православной Пасхи два патриарха входят в часовню Святого Ангела, что построена на том самом месте, откуда вознесся в небо Господь. За ними снаружи запирается дверь, которая опечатывается куском воска. И там происходит чудо — Всевышний дарит христианам Священный огонь, который греческий и армянский патриархи вместе выносят и раздают представителям других конфессий. (Согласно преданию, тот день, когда Благодатный огонь не сойдет, храм Гроба Господня будет разрушен.)

* * *

Несколько лет назад греко-православный патриарх Ириней Первый заявил, что он один должен присутствовать при возгорании огня, и армяне должны будут зажечь свою лампаду от греческой. Формальный повод — то, что от Апостольской Церкви в церемонии должен был присутствовать не патриарх, как это бывает обычно, а заменяющий его священнослужитель. Следуя предписанию патриарха Иринея, греческие монахи, сопровождавшие его в процессии, попытались пресечь вход в часовню армянского священнослужителя отца Баграта. У врат грота произошла откровенная драка. Не постеснялся применить кулаки и локти и сам греческий патриарх, с которого в результате потасовки упала митра. Армянский монах все-таки прошел к Гробу Господню и чудо возгорания Благодатного огня все же произошло в присутствии представителя Армянской Апостольской Церкви, как того и требовала традиция.
Вскоре после скандальной выходки православных иерархов армянская патриархия подала иск в Высший суд справедливости Израиля, оспаривая действия греческих священнослужителей. Но суд по сути отказался вмешиваться в спор.
Несомненно, это был не случайный инцидент, а проявление тенденции, свидетельствующей о попытках греческой церкви ограничить в Иерусалиме влияние армянской патриархии. Ириней Первый в свое время прославился заявлением о том, что ответственность за хранение христианских традиций на Святой земле лежит только и только на Греко-Православной Церкви. Подобного рода заявления не могут не вызывать раздражение у армянской патриархии. Впрочем, говоря о действиях Иринея, по-видимому, не совсем верно делать выводы о подходах всей Греко-Православной Церкви. Ведь провокационная инициатива принадлежала лично патриарху, едва ли не все действия которого в последнее время оспариваются Священным Синодом греческой церкви. Противостояние между Синодом и Иринеем достигло апогея, когда иерархи Иерусалимского престола приняли решение о низложении патриарха. Он был обвинен в аморальности, психической неуравновешенности и продаже еврейским бизнесменам церковных земель. Избранный преемник патриарха Феофил Третий гораздо более корректен в вопросах межцерковных отношений. Диалог с ним у представителей армянской патриархии складывается гораздо более успешно.
Но все дело в том, что сам Ириней не признал законность решения Священного Синода и продолжает считать себя единственным законным главой иерусалимского престола греческой церкви.
Суть инцидента останется непонятой, если не напомнить предысторию и не разъяснить причины затяжного противостояния между армянской патриархией Иерусалима и местными иерархами Греческой Православной Церкви. Дело в том, что греки уже много столетий тщетно пытаются добиться обретения в Храме Гроба Господня особого статуса. Между тем равенство трех основных конфессий — Греко-Православной, Армянской Апостольской и Римско-Католической — официально закреплено принятым еще в годы Османского правления соглашением. Этот “статус-кво” действует и поныне. Он фиксирует в том числе и равные права на время и продолжительность церковных служб на всей территории храма, включая и часовню Гроба Господня. Но греки апеллируют к фирману, подписанному в VIII веке османским султаном, согласно которому православным вменено в почетную обязанность обеспечивать охрану часовни. Этого права греки удостоились за то, что в свое время потушили пожар, едва не спаливший Гроб Господень. Как Армянская Апостольская, так и Римско-Католическая церкви признают это право, но не приемлют попытки греков обрести едва ли не полный контроль над главной христианской святыней. При этом из-за претензий греческой патриархии на особый статус страдают обычно именно армяне, так как, согласно принятому регламенту, армянская процессия обходит святые места Храма сразу после греческой.


ЛЕСТНИЦА
ПРЕТКНОВЕНИЯ

Греческая Православная и Армянская Апостольская Церкви давно и безуспешно пытаются найти оптимальную схему взаимоотношений, которая бы позволила избежать конфликтов вокруг принадлежности отдельных участков храма Рождества. Дело в том, что купол над армянским приделом храма принадлежит грекам. Конфликт обостряется обычно в те дни, когда накануне Рождества и Пасхи представители обеих конфессий берутся за уборку принадлежащих им помещений. Греки запрещают армянам чистить потолок, объясняя это тем, что купол принадлежит им. Армянские священники не имеют ничего против того, чтобы православные собратья при наведении чистоты заходили в армянский придел. Но при этом настаивают на том, чтобы они чувствовали себя как в гостях. Почти два столетия назад представители конфессий приняли своеобразный устав, регулирующий взаимоотношения в святых местах. Согласно этому документу, который называют “статус-кво”, греки дважды в год имеют право прислонять лестницу к стене армянского придела для того, чтобы чистить принадлежащий им потолок. Но там нет речи о том, что армяне должны на это время покидать помещение своего придела и оставлять процесс уборки без контроля. Между тем греки, пренебрегая буквой устава, стремятся добиться права хозяйничать в армянском приделе.
Санитарно-гигиеническое проявление конфликта не скрывает его сути. А суть в том, что Греческая Православная Церковь претендует на особый статус во всех вопросах, касающихся христианских святынь Иерусалима и Вифлеема. Некоторые греческие иерархи полагают, что только православие может считаться на Святой земле истинной верой и представители всех других христианских конфессий должны это признать. Завладев часовней Гроба Господня в храме Воскресения Христова , православные сочли возможным закрепление за ними исключительных прав на территории всего храма. То же самое касается и вифлеемского храма Рождества Христова, где Апостольская Церковь владеет третью всей площади. Пренебрегая традициями, закрепленными “статус-кво”, греческие ортодоксы стремятся продемонстрировать свою способность быть хозяевами на территории всех трех приделов храма. Между тем иерархи Армянской Апостольской Церкви, имеющей не меньше заслуг в деле сохранения христианских святынь, не намерены никому уступать принадлежащие им по праву позиции.
Символом древнего спора между греками и армянами становится лестница, с помощью которой святые отцы поднимаются под купол для чистки сводов храма. До недавних пор греки довольствовались предоставляемой им армянами возможностью дважды передвигать лестницу в приделах армянской части церкви. Место установки лестницы четко регламентировано.
Таким образом, становится ясно, что регулярное и демонстративное нарушение греческими священнослужителями действующего не первый век регламента, определяющего очередность проведения церемоний, не может не восприниматься в контексте древнего спора относительно равноправия конфессий. Армянские иерархи имели все основания воспринимать поведение православных собратьев как демарш, призванный продемонстрировать пренебрежение требованием “статус-кво”. А практика показывает, что если хоть раз одна из конфессий что-то уступает другой конфессии, это входит в правило. Как это ни прискорбно, но подобные суровые законы действуют даже в Храме Божьем. Так что армянские священники, призывающие греков к порядку, действуют строго согласно принятым правилам, осознавая свою ответственность за неприкосновенность прав Апостольской Церкви.