Под знаком Аполлона и Навасарда

Культура07/02/2019

Овальный зал гостиницы Golden Tulip “Ереван” последнее время часто становится местом официальных встреч, пресс-конференций, презентаций и других подобных мероприятий. Недавно здесь прошел брифинг посла РФ Сергея Копыркина. Российских дипломатов весьма впечатлила живопись сферического потолка зала и фриза, выполненная Рубеном Гевондяном и его дочерью Айцемник.

“Ереван», построенный в 1926 году замечательным архитектором Н.Буниатяном, долгие годы был единственным интурист-отелем в столице. По тем временам шик-блеск: интерьеры, номера, ресторан. В одном из номеров долго проживал Егише Чаренц. Двадцать лет прошло с того дня, как новые владельцы «Еревана» Ринальдо и Наташа Гаспарини начали реконструкцию здания. Наконец подошло время заняться дизайнерскими работами, в частности, оформлением великолепного, в классическом стиле Овального зала. Здесь Гаспарини предполагали проведение различных престижных мероприятий. Предложеные проекты испугали их нелепостью, странным вкусом и полным непониманием специфики помещения. Случай счастливо остановил их выбор на известном живописце, графике и дизайнере Рубене Гевондяне — авторе росписей в библиотеке имени Хнко-Апера, живописных произведений, иллюстраций, марок…
Однажды увидев работы Рубена, итальянцы сориентировались мгновенно — альтернативы они уже не видели. Главная тема заказчика — Аполлон, покровитель искусства. Гевондян дал волю воображению и предложил кроме античного Бога еще и его прекрасных служительниц — Муз. Эскиз был принят четой Гаспарини с нескрываемым восхищением. В центре полусферического потолка (60 квадратов) художник разместил Аполлона с лавровым венком на фоне ясного неба, а по периметру — античных Муз с аксессуарами. Вот они: Каллиопа — муза эпической поэзии, Терпсихора — танца, Урания — астрономии, Клио — истории, Полимния — гимнической поэзии, Эвтерпа — лирической музыки, Эрато — лирической поэзии, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии.
Работать под потолком с задранной головой и быстро немеющими руками — мука адова. Сколько раз пришлось слезать с 7-метровой высоты и оценивать каждый мазок — никто не знает, даже сам художник. Потолок-плафон они сделали — загляденье, под стать архитектуре Буниатяна. Гевондяны расписали потолок нежными, не калечащими зрение пастелями и акриловыми красками в совершенно реалистической манере. Отметим, что Гевондян блистательный рисовальщик, для которого не существует никаких секретов перспективы, никаких сложностей с ракурсом. Аппетит итальянцев разыгрался не на шутку. Увидев завершенный потолок, они решили расписать и подпотолочный фриз и оставили выбор темы за Гевондяном. Решение пришло достаточно скоро. Поклонник и знаток армянской старины, он предложил “Утро Навасарда”. Навасард, по армянскому календарю, первый месяц Нового года. Он приходился на юлианское 11 августа и был поистине всенародным многолюдным торжеством. Крестьяне и горожане, воины и знать, духовенство стекались к священной реке Арацани, к горе Нпат и совершали ритуальные действа в честь праотца Ноя, Потопа, Арамазда и Анаит. Были жертвоприношения, пиршества, музыка, танцы, театрализованные зрелища, военные игры и охота. Было и нечто покруче. Страбон, в частности, свидетельствует, что в дни Навасарда армянские аристократки часто приносили в жертву возлюбленным свою девственность… Нравы, однако!
Отец и дочь, расширив рамки Навасарда, создали синтетическое полотно, посвященное армянскому эллинизму и христианству, взаимопроникновению культур. Кроме радостных навасардовых сцен здесь представлены пластические искусства. Тут и католикос Нерсес Шинарар, и зодчий Трдат, и миниатюристы (автопортреты авторов росписи), и скульптуры — много чего. Для попавшего в Овальный зал это виртуальный экскурс в армянскую историю. Художники вплели в изображение архитектурные сооружения — Ахтамар, Звартноц, Ани, купол константинопольской Св.Софии, заново восстановленный Трдатом, множество ярких, глубоко осмысленных деталей. Главное — все мажорно, живо и красиво. Убедительны персонажи, среди которых, кроме авторов, только одно реальное лицо — великий Маэстро Параджанов, человек-праздник, не случайно размещенный среди праздничной толпы с кувшином и чашей в руках рядом с Тельцом, символом земных сил и плодородия. Под его ногами — плоды граната…
Живопись Овального зала, сделанная Рубеном и Айцемник Гевондянами, получилась великолепной. Она, без сомнения, значительное достижение армянского искусства. Некогда это был обязательный компонент архитектуры общественных сооружений, а в последнее время — экзотическая пряность, недоступная и изысканная. Следующим монументальным произведением Рубена Гевондяна стала картина, изображающая средневековую столицу Армении X в. – Ани. Он изобразил город с высоты птичьего полета со всеми подробностями тогдашнего урбанизма. Картина несколько лет находилась в квартире художника, сейчас она в экспозиции Национального музея архитектуры.