Почему «первые леди» Минкульта не любят оперу и Орбеляна?

Культура14/02/2019

Культурная общественность, и не только она, пребывает в перманентном напряжении. И все из-за Министерства культуры, которое должно быть оптимизировано. А также тем, кто же будет главой оптимизированного ведомства.

Вообще-то культуре в последние годы крупно не везло. После отправки на покой Асмик Погосян, которая трудилась более 10 лет, кресло министра занял Армен Амирян. Красавец мужчина с хорошей дикцией. Увы, дикция не помогла: он владел креслом 19 месяцев и подал в отставку. Граждане запомнили инициированные им уродливые книжные киоски, неосуществленный музей соцреализма на дне Севана и… и больше ничего. После свершения бархатной революции министром назначили Лилит Макунц, преподавателя английского языка. Она сразу же заявила, что культура в ней самой, типа до отказа, целиком. Потом и вовсе выдала, что бренд армянской культуры – литература. Коротко и ясно. Макунц убыла в Национальное собрание, оставив после себя и.о. Назени Гарибян. Вместе они трудились месяцев восемь и едва не первым их деянием стали разборки в Русском театре, весьма путаные. В итоге театр все же обрел главного режиссера. Но потом они попросили на выход многолетнего директора, заслуженного артиста Фреда Давтяна и «рукоположили» нового. Фред Давтян ушел из театра. Потеря большая, но Минкульту и дамам-руководителям это показалось сущей ерундой.
Параллельно они в тандеме с большим рвением начали процесс выдавливания из оперного театра директора и художественного руководителя, заслуженного артиста России, пианиста и дирижера Константина Орбеляна. Усмотрели некий рецидив. После ухода Макунц борьбу с Орбеляном в одиночестве продолжает Н.Гарибян. Кандидат искусствоведения, в сфере научных интересов которой искусство и теология Армении V-VII веков. Защищалась в Сорбонне, там эта степень называется докторской, у нас – кандидатской, имеет опыт преподавания в вузах Армении. Все это хорошо, в ее профессиональных качествах нет сомнений. Но это не дает никаких прав для преследования Константина Орбеляна – музыканта, широко известного в США, России, европейских странах.
Отвлечемся.
Независимо от того, кто будет управлять культурой в грядущем Министерстве образования, науки и культуры – этаком монстре, в идеале это должен быть индивид широкого культурного кругозора, имеющий административный опыт и, главное, умеющий общаться с людьми культуры. Возможно, это будет Назени Гарибян, которая, судя по ее высказываниям, уверена, что культурное ведомство (в советское время был в ходу термин «Главк») должно командовать людьми культуры и вершить их судьбы. Для нее Орбелян – человек ничем не примечательный, один из членов коллектива оперы. Напомним, Орбелян был приглашен на должность директора оперы в 2016 году. Через несколько дней по необходимости он взял на себя также обязанности художественного руководителя. Время от времени становится за дирижерский пульт. Гарибян заявляет, что никто не имеет право занимать три должности одновременно. Три штата. Она ошибается: как оказалось, Орбелян занимает штат директора и полштата худрука, что вполне допускается законом. Она также считает, что Орбеляна назначили без конкурса, что может быть только в исключительных случаях. А вот творческий путь Орбеляна она исключительным не считает. Хотя и могла заглянуть в его CV. В чем же дело? Орбелян чем-то не угодил? Поговорите по душам, разберитесь с уважаемым человеком без шума и скандала. Восстановите должность главного дирижера театра. Оставьте многоопытного Орбеляна директором, он человек с огромными связями и возможностями в интернациональном музыкальном мире. Назени Гарибян хочет кого-то впихнуть в директорское кресло?
Такого рода некрасивые истории уже были. Вспомним ставшее легендой изгнание в 1985-м дирижера Валерия Гергиева из Симфонического оркестра, вспомним, как убирали худрука оперы Тиграна Левоняна и дирижера Огана Дуряна. Вряд ли кто-то забыл недавний формальный конкурс на директора, когда «прошел» человек далекий от музыки и оперы, а профессионал Барсег Туманян, оказавшись за бортом, переехал работать в Астана Опера.
Другая постыдная история культурных леди связана с голодовкой кинорежиссера Ованеса Галстяна, которому киноцентр, то бишь Минкультуры, не выплатил полностью обещанные деньги за создаваемый кинофильм. Началась история с Армена Амиряна и продолжается до наших дней. Все было на ниве культуры, но голодовки кинорежиссера не было! Галстян в сердцах прошелся по министерству и по Гарибян, которая в Фейсбуке обозвала его мошенником, лгуном и клеветником. Она считает, что может себе такое позволить в отношении к кинорежиссеру. Голодовка продолжается по второму кругу уже десятый день.

Минувшим летом Лилит Макунц и Назени Гарибян провели четыре встречи с художниками на предмет уяснить, что художественной братии необходимо для счастья после революции. Люди собрались случайные, разговор в целом свелся к чисто социальным вопросам. Что и как будет с искусством, так и осталось тайной. Н.Гарибян пообещала только, что заготовлены некие планы или программы, говорить о которых не сочла нужным. Но в феврале-марте запланировано проведение мероприятий по Urban Art, иначе стрит-арт. Проводит немецкая Visual Gar Gallery, армянский Центр Гете и, очевидно, Минкульт. По крайней мере на презентации почетное место занимала и.о. министра. За дело взялись всерьез – мастер-классы, изучение альтернативных техник, методика воплощения идей, обозначение места стрит-арта в современной урбанистической среде. Как говорится, приехали. Самое главное для Армении отныне Urban Art. И вообще современное искусство. Получается, что это та самая “идейная свежесть” в искусстве, которой в нашей стране не хватает. Назени Гарибян уверена, что для успешного развития культуры должны быть реформированы устаревшие советские стандарты. Один из приоритетов – политика развития культуры. Небольшой документ в Минкульте якобы уже создан, но еще нужна дорожная карта. Но пока то да се, необходимо, чтобы культурная жизнь продолжалась без перерывов. Невозможно одновременно реформировать музеи, театры, музыкальные коллективы, образовательные учреждения, охрану памятников, кинопроизводство и так далее до бесконечности. Назени Гарибян с пониманием принимает ликвидацию Министерства культуры и его слияние с наукой и образованием. Иначе говоря, оптимизация Минкультуры – самое оно. Наилучшее решение. И объясняет: «Оптимизация означает максимально лучший вариант. Если министерство объединяется – это действительно будет оптимизация. Это предполагает изучение и анализ всех звеньев, которые сильны, которые работоспособны. Надо объединить лучший потенциал и так, чтобы получилось качественно лучше». Вот оно как, оказывается. Красивые слова. Волей случая став замминистра (как и многие члены правительства), Гарибян считает в порядке вещей, когда государственная машина – министерство – может и должна подминать людей искусства. Делает она это с высокомерием новоявленной чиновницы, без оглядки. Если в оптимизированном Министерстве образования, науки и культуры она будет рулить в этой деликатной сфере и в той же манере, хлопот не оберешься. Так что министра-арабиста Араика Арутюняна ждут нелегкие испытания. Не позавидуешь.