…Плюс музеефикация всей страны

Культура27/02/2018

Музеи как спецзона для селфи

В сентябре 2016 года министром культуры был назначен Армен Амирян. Люди, представляющие эту сферу, взбодрились и подумали, что грядут обязательные перемены. Это естественно. Пока шел процесс знакомства и привыкания нового министра к незнакомому ему делу, судили и рядили – чего ждать, к чему быть готовыми. Наконец, в декабре Амирян представил свое видение культуры, ее развития и т.д. Коснулся министр и музеев.

 

Тогда же господин министр озвучил концепцию подводного музея соцреализма на Севане, который намеревался открыть в 2017 году. На глубине 3-х метров и по берегу предлагалось разместить «экспонаты советской эпохи, которые хранятся в запасниках музеев». Логика подсказывает, что скульптуры из камня и металла. Другое название этого акваочага культуры – музей дайвинга. Министерство, по всей видимости, представляет такую реальность: дайверы, узнав о таком уникальном музее (в мире, по утверждению министерства/министра, таких всего несколько), «переплывут» из теплых морей в суровый Севан, дабы полюбоваться несколькими соцскульптурами. Возможно, даже в тяжелых водолазных костюмах, которые им, видимо, выдадут напрокат. Короче, Нью-Васюки… Но для кого эта ахинея, которую, не дай-то бог, вдруг начнут воплощать в жизнь? Предложение поступило от НПО Арм-Дайвинг, но мало ли что предложат. Завтра альпинисты захотят музей в горах. Тащить скульптуры в горы?
Тогда же было сообщено публике, что в Музее истории откроется раздел LEGO, где юные посетители будут изображать из элементов популярного конструктора «эпизоды армянской истории», и музей кукол. Музей кукол действительно открылся в марте прошлого года и через несколько месяцев тихо угас. Говорят, нет денег для аренды помещения.
Прошло время и А.Амирян поведал, что будет открыт музей фотографии Ара Гюлера. С почтенным «Оком Стамбула» все понятно – замечательный мастер мирового класса, но почему музей фотографии должен быть назван его именем? Только потому, что он передал Армении несколько десятков своих работ? Речь о музее армянской фотографии, ее долгой истории шла давно. Нам есть чем гордиться, мы вписали в историю светописи немало блестящих имен. Но музей открыть – не поле перейти. Музей – любой – надо создавать. Одно дело, когда под рукой целая коллекция русского искусства проф.Абрамяна или творческое наследие и личные вещи одного художника (как, например, в случае с Параджановым), и совсем другое, когда мы говорим о музее целого вида искусства. Под руками нет, или почти нет, ничего, надо провести огромную работу вполне себе научно-исследовательскую, искусствоведческую, собрать материал – не будем перечислять все этапы создания музея. Сейчас же Амирян говорит, что для Гюлера «будет выделена «пространная» территория (около 600 кв.м) в одной из интереснейших частей города. Есть отдельные идеи относительно выставки». Отдельные идеи, может, и есть, но чьи они – министерских чиновников или какого-нибудь специалиста. Очевидно, министр и министерские люди думают, что музей – это «пространная» территория с развешанными фотографиями Гюлера и еще каких-то фотографов. Так, что ли?
Среди ряда музеев, которые планировал открыть министр, значился и музей Саят-Новы в Ахпате. Музейные люди напряглись: известно, что нет материалов и экспонатов для подобного культочага. Недавно А.Амирян заявил, что музей будет построен недалеко от знаменитого монастыря. Назначен ответственный за будущий музей, который с готовностью, без тени сомнения, согласился.

Музейная болезнь не на шутку зацепила Армена Амиряна. Он вроде уверовал, что чем больше их будет, тем лучше. И вот новая благая весть. «Открытие долгожданного музея Лусине Закарян получило решение. Уже обсужден формат выставки и деятельность музея. Музей откроется летом, скорее всего в день рождения певицы, т.е. 1 июня». Музей певицы в обычной квартире вызывает сильное недоумение. Как там разместятся экспозиция (кстати, какая?), служебные помещения и что вообще будут делать посетители-поклонники Лусине, трудно представить. Разве что слушать ее пение в условиях небольшой квартиры. Нисколько не умаляя ее таланта, можно твердо сказать, что такой музей совершенно излишен. По этой логике, почему бы не создать музей Гоар Гаспарян, опять же в квартире? Или Татевик Сазандарян? Как пояснила замминистра культуры Арев Самуэлян: «…Это было желание не только общественности и Министерства культуры, но и этой замечательной пары – Лусине Закарян и Хорена Паляна. Этот очаг культуры будет иметь статус фонда-музея».
В свое время также поспешно был открыт музей Сильвы Капутикян. Без комментариев. Стоит ли говорить, что музей должен быть прежде всего интересным и создавать культурный продукт. Какой такой продукт могут создавать эти псевдомузеи, наверняка знают только в Министерстве культуры.
Продолжим ряд. По аналогии заслуживают музеев актеры Грачья Нерсисян, Ваграм Папазян, Вагарш Вагаршян, Метаксия Симонян, Бабкен Нерсесян, Гегам Григорян, композиторы Эдуард Мирзоян, Александр Арутюнян, Ашот Сатян. И многие другие представители культуры и искусства. В список можно включить целую сотню славных имен. Такое создалось впечатление, что для открытия музея достаточно протоптать тропу к сердцу министра, и прежде всего родным и наследникам. Наверное, так появились дома-музеи Серо Ханзадяна в Горисе и Амо Сагияна в его родном селе Лоре. В известной мере открытие «музеев», как и сооружение памятников, стало частью памятных мероприятий, связанных с личностями и событиями. Как только намечается юбилей или просто круглая дата, тут же начинаются разговоры об установлении памятника и открытии музея. Так происходит профанация, удешевление идеи.
Жизнь и творчество большинства выдающихся деятелей в той или иной степени отражена в экспозиции Музея литературы и искусства им.Чаренца, к юбилейным же датам можно проводить обстоятельные выставки, благо материалы хранятся в музейных архивах.
Погнавшись за количеством, чиновники напрочь забыли о качестве продукта, что дискредитирует само понятие о музее как важном компоненте культуры. Да, они должны приносить прибыль, но не любой ценой. Минкультуры как-то односторонне понимает капитализацию. Не так давно «главк» спустил музеям новые планы по части доходов: кровь из носу, но деньги прежде всего. Повышать планы, увеличивать доходность невозможно без современных экспозиционных и выставочных помещений, без технологических новаций. Какие «услуги» может оказывать, например, мемориальной музей, особенно в провинции, если он не обладает ни соответствующим помещением, ни средствами, ни штатом. Одно дело – Национальная галерея с ее возможностями или Музей истории, совсем другое — «очаги» иных весовых категорий.
Музей должен назреть, его надо создавать долго, вдумчиво и тщательно. Он требует больших вложений и при создании, и в дальнейшем. Наконец, он должен обладать правами, закрепленными законом. Его у нас нет. Нет и четкой музейной программы, впрочем, ее не было все годы независимости. Только этим можно объяснить, что министерство и близко не подобралось к созданию музея армянского ковра. По крайней мере ничего пока не слышно, хотя министр обещал открыть и такой музей. И это в то время, как наши ковры пополняют чужие музеи. Вот на что в первую очередь надо направить весь пыл и жар чиновников Минкультуры. Не говоря уже о том, что необходимо поднять музейным работникам зарплату, как правило, весьма скромную. Министр – несомненно, хороший телеведущий, может чего-то не знать о музейном деле, но чем заняты «опытные» министерские специалисты разных категорий? И множество советников. Если все это результат их советов, то…
Так что при принятии решений министерству не надо так спешить. Не надо идти легким путем для статистической галочки. Не надо музеев с низким кпд. Гораздо более важно заняться теми, что уже давно истосковались без государственной ласки. В конце предлагаю отрывок из интервью г-на министра культуры. «Мы должны использовать современные методы, если хотим, чтобы посещаемость музеев выросла. Мы должны идти в ногу со временем: например, если посетители любят селфи, значит должна быть специальная зона для этого и т.д.» Лучше и не скажешь.