Патовая ситуация с арташатской мозаикой

Культура30/05/2019

В одном из недавних номеров «НВ» была опубликована статья о мозаиках древнего Арташата, их нынешней судьбе. Дело в том, что реставрированные мозаики так и не стали известны общественности, их нет в музейных экспозициях. Почему? Об этом рассказал бывший советник министра культуры Степан КАЗАРЯН.

Изучение Арташата началось чуть более полувека назад, с тех пор сделано много открытий, в частности обнаружен комплекс сооружений античной бани с замечательными мозаиками более ранними, чем известная мозаика в Гарни. Новоявленным памятником, понятно, занялось Министерство культуры. Был объявлен тендер на реставрацию… Степан Казарян занимал должность главного архитектора Абовянского района в 1986-1996 гг. Позже, когда районы и исполкомы было решено ликвидировать и образовать марзы, он занялся памятниками в территориальном Управлении охраны памятников, объединявшим Котайк и Гегаркуник. Список реставрированных под кураторством опытного строителя и организатора Казаряна памятников достаточно представителен. В 2011 г. по рекомендации министр Асмик Погосян пригласила его в качестве советника.
«Первые мозаики в Арташате были открыты в 2005 г., когда из-под толстого слоя земли и ила извлекли фрагменты, украшавшие пол одного из помещений бани. Их бережно складировали в ожидании реставрации, — рассказывает Степан Казарян. – Общая площадь бани составляет около 500 кв.м, и были все основания полагать, что найденные мозаики далеко не последние. Дальнейший процесс осложнялся тем, что специалиста по работе с мозаиками в Армении на виду не оказалось. Гарнийская мозаика считалась единственной и годы назад была частично подвергнута реставрации. Но, как оказалось, с 2005 по 2015 гг. в Армению периодически приглашались итальянские реставраторы. Каждый раз итальянцы забирали по куску этого памятника, увозили на предмет исследования, но, увы, безрезультатно».
В 2005 г. С.Казарян по поручению министра непосредственно взялся за программу по реставрации арташатских мозаик. Начал с поиска отечественного мозаичиста. Союз художников рекомендовал художника Зораба Мирзояна, автора нескольких мозаик – выдающихся произведений монументального искусства как в художественном, так и техническом отношении. Мирзоян согласился сотрудничать и для упрощения дальнейших деловых отношений он стал сотрудником ООО «Котайкпроект». Министерство объявило тендер и поскольку единственный специалист был в штате этой организации, она и стала победителем. «Зораб и его помощники, а также архитектор-археолог Амина Канецян не щадили себя, хотя работать приходилось в очень неблагоприятных условиях. Зной, пыль, тучи комаров – рядом Аракс – скорпионы, змеи, — рассказывает Степан. – Сперва занялись черно-белой мозаикой. К весне 2017 года очистили, закрепили и реставрировали около 13 кв.м фрагментов (правильнее – 1300 кв. дециметров), которые были переданы Институту археологии, они хранятся на базе арташатской экспедиции в Лусарате. В том же году стали работать с ценнейшей полихромной мозаикой. Древние мастера использовали камень из окрестных карьеров, существующих до наших дней. В палитре мастеров камень пятнадцати цветов и оттенков. Реставрированные фрагменты – около 600 кв. дециметров – переданы в Госмузей истории».
Но не все шло как по маслу, работы не раз останавливались, так как руководство Минкультуры всеми способами старалось заманить зарубежных специалистов, особенно итальянских. Они действительно очень хороши, но они же высоко оценили работу Зораба Мирзояна, который к своему большому опыту и знаниям прибавил новейшие зарубежные технологии и современные материалы. А еще подчеркнем, что зарубежные профи обошлись бы в разы дороже.
После прихода министра Армена Амиряна дела пошли наперекосяк. И по затухающей. В 2018-м был объявлен новый тендер по подготовке музейной экспозиции мозаик. Таков не очень-то умный закон: тендер надо проводить ежегодно. Дважды побеждавший «Котайкпроект» в этот раз уступил ООО «Аргогшин». В итоге какая-либо экспозиция так и не появилась – победитель ничего не сделал и попал в «черные списки».
Ценнейшие арташатские мозаики продолжают оставаться в фондах экспедиции и Музея истории. В музее можно увидеть только фотографии арташатской бани и мозаики. Впрочем, древний Арташат представлен другими артефактами. А вот с мозаиками – увы и ах.
Степан Казарян, ушедший с должности советника еще в 2017 г., считает, что в амиряновский период реставрация памятников в Армении стала на прикол едва не полностью. Так и продолжается до наших дней. Амирян же считал, что важнее всего капитализация культуры. К примеру, ресторан и сауна в Оперном театре, Музей соцреализма на дне Севана и прочие весьма перспективные и прибыльные на его взгляд проекты.
Что станет с арташатскими мозаиками, теми, что уже вынуты из земли, и теми, что, наверное, найдут завтра, никто не знает. С самого начала этой эпопеи с мозаиками министерство и его научно-методический совет, вместо того чтобы создать режим наибольшего благоприятствования, просто тормозили работу. А во всем мире лучшие, самые интересные ценные находки археологов тут же оказываются в музейных залах или временных экспозициях. У нас все не так. Как поведет себя гибридное министерство образования, науки, культуры и спорта, предсказать невозможно. Но вряд ли адекватно, по крайней мере в отношении культурного наследия. Да и вообще…