О гильдиях, “творчестве” и цензуре

Культура22/02/2018

Те из долгожителей, которые застали «золотой век» развитого социализма, наверняка помнят ставшую притчей во языцех и проклятую всеми диссидентами советскую цензуру. Звалась она, конечно, не цензура, а более изысканно – Главлит. Разъясню молодому поколению, пребывающему в блаженной атрофии мозгов от полной вседозволенности.

Цензура в те годы носила четкий идеологический характер и занималась благородной ловлей антисоветчины во всем, что писалось писателями, снималось кинематографистами, пелось на эстраде и показывалось по «ящику». Да и не только их одних. Под пресс Главлита подкладывалось всё. Но еще до того, как то или иное произведение попадало в надежные руки цензоров, сами авторы подвергали собственный опус жесткой самоцензуре. Штатным цензорам после этой добровольной кастрации оставалось только добить так и не дотянувшее до уровня шедевра творение очередного писаки или киношника. Если что-то было не так, то поэты пачками направлялись в психлечебницы, а ученых запирали в закрытых городах, дабы не ляпнули чего лишнего закордонным шпикам, которых было пруд пруди (если судить по отчетам КГБ). Киношникам просто не давали снимать, а актеры переводились в вахтеры. Но самое странное, что именно в эти годы творцы умудрялись создавать поистине великолепные фильмы, делать гениальные открытия, писать аналогичные книги и получать Нобелевские и прочие международные премии по всем номинациям.
Эта эпоха закончилась с развалом страны, приходом независимости вкупе с диким капитализмом и полной демократии по европейским стандартам. Первое, что было сделано в порыве революционной эйфории «революционерами» – это полный отказ от цензуры. И возликовали истинные творцы и возрадовались прирожденные графоманы. Все преграды, стоявшие перед людьми творчества, сметены восставшим народом! Твори как хочешь, сколько хочешь и что хочешь! Узнав об этом, диссиденты плакали как дети, уткнувшись в жилетку внезапно прозревших бывших цензоров, а правозащитники умиленно любовались тем, как те и другие «в воздух чепчики бросали».
Давно уже в нашей благословенной Армении нет зловредных цензоров – душителей свободного творчества. Правда, вместе со свободой пришло и понимание того, что отныне государство умыло руки и не намерено более опекать и кормить творцов. Выяснилось также, что теперь цензором может стать любой представитель частного бизнеса. И тут истинные творцы схватились за голову. Остановить девятый вал массового безвкусия и откровенной деградации, особенно на телеканалах, стало просто невозможно. Убогие телепередачи сменяли кошмарные сериалы, между которыми пелись ужасные песни ужасными певцами. Действительно, ну кто посмеет диктовать частному каналу, что показывать в прайм-тайм, а что категорически показывать нельзя даже в «Обществе слепых». Запретить эту вакханалию стало невозможно. У государства больше нет рычагов, чтобы остановить вкусовой беспредел на ТВ. Свобода есть свобода, а значит, никакой цензуры.
Недавно кинематографисты решили организоваться в гильдии. Цель святая – защита прав создателей аудиовизуального контента. Но возникла одна заковыка – как добиться от частных продюсеров и частных каналов, чтобы они работали исключительно с членами гильдий, а не с беспризорными штрейкбрехерами. Выяснилось, что нет никаких способов заставить их принять эти условия. Закон бессилен, как евнух в гареме. Члены съемочной группы целиком зависят от капризов и доброй воли «хозяина». А он действует по принципу — что хочу, то и ворочу: назначает режиссера (им может стать кто угодно), сценариста (это без разницы), устраивает кастинг прямо на улице из проходящих мимо девушек. Отсутствие профессиональных знаний никого не волнует.
На робкие протесты профессионалов засилью шлака руководители телеканалов приводят единственный аргумент – таков запрос телезрителей. Мол, им нужна именно такая продукция. О задаче повышения культурного уровня нет даже речи. А государство скромно стоит в углу, словно красна девица, и не смеет перечить прихотям бизнесменов от культуры.
А ведь есть замечательный пример в разных странах, где и свобода творчества есть, но есть и контроль государства. К примеру, в России ни один фильм или сериал не может попасть в прокат без Прокатного удостоверения или Удостоверения национального фильма. Это дает возможность отсеивать особенно бездарных «творцов» и вынуждать производителей работать в определенных рамках и правилах. Кстати, таким способом избавились от засилья мата в российском кино. Есть в фильме мат – нет удостоверения, нет удостоверения – нет проката. Воспитывают!

Если нам удастся ввести аналогичное удостоверение, это станет заслоном на пути откровенной халтуры. Так можно будет добиться и того, чтобы продюсер заключал договора только с членами гильдий. Он может взять кого угодно, но тогда пусть выплачивает компенсацию гильдиям. Вот единственный путь, который может гарантировать членам гильдий, что их права будут защищены законом. А государство более не будет прятаться от ответственности за вал пошлятины и политику отупения населения, ссылаясь на то, что не может указывать частнику, что снимать и кому снимать, а каналам — что показывать.