Нужен ли Еревану памятник первомартовскому противостоянию?

Культура27/02/2020
 . Результат первого оказался прискорбным – ни один из 11 представленных проектов не был выбран в качестве лучшего. Мэрия вынужденно впопыхах объявила новый конкурс. Оба конкурса показательны для памятникотворчества последних лет хотя бы потому, что напрочь отвергают апробированные в мире конкурсные технологии.
Идея памятника не давала покоя определенным политическим кругам, инициатива же принадлежит вице-спикеру Лене Назарян и получила «одобрям-с». В ноябре мэрия обнародовала условия, достойные публикации. «Памятник планируется в формате бронзового барельефа, который будет установлен в Детском парке… Идеологическая композиция будет ограничена сочетанием контуров рук и тел, исключая фигуративные решения и портретные сходства. В верхней части несущей площадки будет вырезано «В память жертв 1 марта 2008 года», — сообщил на своей фейсбучной странице начупр информации и связей с общественностью мэрии Овсеп Кубатян. Не хватало только светлого лика вдохновителя и ангела-хранителя мартовских событий. Добавим, что памятник мэрия хочет установить между 22-23 столбами ограды парка. Вот такие занимательные условия, прямо готовый проект. Кто создал условия конкурса – неизвестно, как был неизвестен и состав жюри. Мэрия не удосужилась даже экспонировать искомые 11 «заявок». Прямо военная операция. Тем не менее углядеть вскользь кое-что удалось. Авторы дали волю творческому воображению и использовали кресты, хачкары, гранаты, изможденные руки и тела, многолюдные рельефы. Один автор даже умудрился изобразить толпу с флагом и солдат со щитами.
Зачем вообще памятник, посвященный трагическому событию национальной истории, его монументальная и на все времена фиксация? Лучше бы памятник гражданскому примирению. Но коль решили, что без него ереванцу никак нельзя, ограничились бы чисто архитектурным решением без «черно-белых» символов и аллегорий. Но в мэрии, а может быть, где-то еще, уверены, что необходима некая высосанная из пальца идеология.
Если так пойдет и дальше и власть и партийные боссы будут и впредь продавливать темы и решения памятников в Ереване и за его пределами, появятся новые низкосортные произведения монументальной пропаганды. Вспомним, как появились огромный Нжде и не менее громадный Арам Манукян (кстати, ржавеющий и выцветающий) – вполне себе тоталитарные опусы. Если так пойдет и дальше, то ереванцы обязательно дождутся монумента «бархатной революции» с руками, ногами, бейсболками «духов» и далее по списку.
Вообще с памятниками у нас полная лажа. Волей-неволей вспоминается советская практика, когда памятник не мог возникнуть просто так. Задолго и очень всерьез проводился конкурс, объявлялся состав профессионального жюри, проводилась выставка и т.д. Как правило, были главные премии плюс поощрительные. Также были заказные памятники.
В наше время монументалку затевают кому не лень и по своим правилам игры. Вспомним хотя бы историю с позорным монументом «Арарат-73», когда отмеченную «жюри» работу задвинули в угол и создали нечто другое, выдающееся. Подобная же история повторяется с памятником К.Демирчяну: победивший на конкурсе и уже реализуемый было проект отставили в сторону и поручили делать новый другому автору. А сколько разнообразных опусов – больших и малых – появляется на территориях разных учреждений, подсчитать невозможно. Выполняются они очень часто профнепригодными людьми. Вопрос, почему, с какой стати полному профану X или бездарю Y поручили или заказали памятник? Ждите ответа. Ответа нет. Поневоле в голову лезут дурные мысли о коррупции. Или вдруг Совет старейшин предлагает установить на Северном проспекте скульптуру скончавшегося в прошлом году Арто Чакмакчяна «Человек идущий». Сохранилась только небольшая модель, которую надо увеличивать и отливать из бронзы. Кто и как? Этим якобы должно разобраться Минобразования науки и культуры, что весьма сложно без автора. И дорого.
Конкурс памятника 1 марта – очередной пример примитивного дилетантизма. Очевидно, что памятниковоздвижение необходимо направить в конструктивное русло. Идею или инициативу может выдвинуть кто угодно, но дальнейшим процессом, то есть проведение конкурса (или заключением договора с автором), подведение итогов и т.д. должно по определению заниматься Минобразования, науки и культуры при соучастии при необходимости других ведомств и творческих союзов. О материализованных же проектах должны заботиться местные власти, мэрии городов и т.п. Чтобы не случилось повторения конфуза, который произошел недавно в Чаренцаване, где арендатор городского парка выкрасил в отвратительный розовый цвет тамошний памятник поэту – шедевр Ара Шираза. И не только статую, но и постамент, и туфовую стену позади памятника. К сожалению, это не первый подобный случай: в начале 70-х директор Музея Х.Абовяна в Канакере, тоже большой эстет, покрасил памятник просветителю, предварительно выкорчевав его из постамента и опустив на землю. В обоих случаях этих начальников не удовлетворила патина – захотелось покрасивше. Чем окончится эпопея с памятником жертвам 1 марта, трудно предугадать.
* * *
Вчера жюри рассмотрело дюжину проектов, отбросило те, что с «руками и телами». В результате победила работа известного гюмрийского скульптора Альберта Вартаняна.