Нравственность по версии Госкомграда

Культура16/05/2019

Пытаясь разобраться в реакции Госкомградостроительства на предмет урбанизации Амберда, автор проник на сайт ведомства, где, кроме прочего, бросилась в глаза большая иллюстрированная статья Арама Бабаджаняна «Градостроительство как мера нравственности». На армянском языке, стало быть, для внутреннего потребления. Создатель опуса позиционирует себя в качестве архитектора-градостроителя, то есть сочетает обе специальности. Он скопом гнобит все, что построено в постсоветском Ереване. Такая крутая «концептуальная» статья. Появление подобного материала на официальном сайте Комитета вызвало немалое удивление.

Имя архитектора-градостроителя известно немногим. На выручку пришел интернет. И оказалось, что Бабаджанян, проучившись в политехе, стал главным архитектором Степанаванского района, потом вернулся в столицу, где 9 лет был гл.архитектором Мясникянского района. Затем вновь оказался в Степанаване в качестве мэра. В 1996-2000 годах был депутатом НС от Республиканской партии. Карьера образцовая, всем на зависть. С творчеством же наблюдается напряг. Список творений жидковат и сколь-нибудь заметного следа в национальном зодчестве он не оставил. Это план и застройка нескольких сел Степанаванского района, индивидуальные жилые здания там же, автопавильоны и малые архитектурные формы в Степанаване. Чем он занимается после истечения депутатской службы, мало кому ведомо. Ну и ладно, в конце концов бывают у творческих людей периоды апатии, депрессии, надлома и спада. А может быть, Бабаджанян исподволь вынашивал «план и застройку» этой самой статьи?
Статья разбита на главы, что придает ей форму исследования. Первая глава — «Градостроительство как наука и искусство». Просто, ясно, доступно. Далее он вдоволь пересказывает общеизвестную историю Еревана XIX века и по 20-е гг. XX-ого, приводит цитаты из книг Шахазиза, Раффи, Папазяна. Иллюстрирует мысль, какой был нехороший город до пришествия большевиков. Потом идет долгий рассказ об Александре Таманяне, его генплане, других генпланах и т.д. Короче, о том, что хорошо всем известно. В главе четвертой автор обретает второе дыхание и публицистическую мощь: город в тисках іЭчбхГбхГЫбхЭ (то ли небрежности, то ли халатности). Бабаджанян бичует, в частности, последние 20 лет, когда все в архитектуре и градостроительстве было ужасно и неправильно. Затем мыслит о площади Республики, а также — как без этого! – Северном проспекте (Всего 27 метров! Узкий коридор! Непонятная архитектура! Чуждая архитектурная ситуация! И т.д.). Одним словом, не Степанаван и не автопавильон. Малый центр, по его мнению, страдает безвкусной урбанизацией и крайне уродлив. Его поражает то же іЭчбхГбхГЫбхЭ и преступная безответственность.
Одна из глав названа «Архитектура является лицом общества, его духовно-культурным зеркалом». Невероятный полет мысли! И тут же: застройка Кольцевого бульвара. Кто стал его застраивать и когда, автор скромно умалчивает. Интригует. А вообще-то архитектор–градостроитель Бабаджанян как будто после своих несомненно счастливых депутатских лет жил в Новой Зеландии и понятия не имеет, что судьбу Еревана вершил не главный архитектор, что был мэр, что была еще верховная власть. Этого он не знает. Но если ты такой смелый и прозорливый, то почему бы говорить не только о двадцати последних годах ереванской архитектуры, а сказать честно, кто именно стал корежить генплан Таманяна, кто и когда понатыкал повсюду еще с 60-70-х многоэтажки, кто сломал сотни «черных» домов и далее по списку. Беспристрастный и честный критик, которым себя представляет на сайте Комитета по градостроительству Бабаджанян, забывает все ляпы и грубые ошибки предыдущих десятилетий, почему-то не упоминает, при каких председателях горсовета и гл.архитекторах начало твориться то, в чем он обвиняет бывшего гл.архитектора столицы Нарека Саргсяна. Но ведь когда-то были всемогущие руководители города, были первые секретари ЦК, Союз архитекторов… Он патетически вопрошает, кто, мол, разрешил снести Дворец молодежи, Дом кино (маленькая ошибка: Дом кино не снесен, только реконструирован, и во дворе возведен жилой «небоскреб»), гостиницу «Севан», цирк – и все памятники. Наконец, бдительный градостроитель упоминает о недавнем сносе здания бывшего Минпроса. Кто? – вопиет Бабаджанян, хотя все знают кто. Он пишет об охране природы, упоминая сады и парки досоветского и советского Еревана, о сейсмической безопасности, о Палате архитекторов, которая, говорит, сущее безобразие, не то что бывший Союз. Наконец, архитектор–градостроитель рассуждает о профессионализме. И вот тут-то человек, построивший несколько частных домов в Степанаванском районе, автопавильон и украсивший райцентр малыми формами, весь свой пыл и жар направляет против Н.Саргисяна, который, по его убеждению, осквернил Ереван, особенно своим Северным проспектом. Между тем уже много лет, как эта пешеходная улица является центром общественной, богемной и стрит-артовской жизни столицы. Давно всякие разглагольствования об этажности, чуждости Северного и прочей ерунде звучат смешно и даже, пардон, глупо. Северный проспект притягивает ереванцев и гостей как магнит, не то что автопавильоны и малые формы Бабаджаняна. Он также крут в отношении строящегося квартала «Старый Ереван» Левона Варданяна – единственного способа воссоздать угробленные за минувшие годы здания ушедшего города, спасти образ давно превратившихся в пыль домов. И везде Бабаджанян видит участие неких нечестных олигархов и спонсоров, которым чужды интересы народа и Еревана.

Примитивная, провинциальная статья, единственная цель которой свести с конкретными людьми затаенные счеты. Но вот с какого бодуна Комитет предоставил место для подобного «научного» труда? Просто так статья не могла появиться, только по согласованию с председателем Ваагном Вермишяном. А как же иначе? Не исключено, что эта любезность — отражение старой дружбы: Вермишян в 1989-1991 гг. был главным архитектором Степанавана при мэре Бабаджаняне. Дружба дружбой, но получается, что председатель Комитета разделяет «концепцию» Арама Бабаджаняна, иначе и не объяснить появление статьи «Градостроительство как мера нравственности» на официальном сайте госучреждения. Не говоря уже о том, что архитектура Еревана не является прерогативой Комитета по градостроительству РА.
Если недавно назначенный Ваагн Вермишян впредь будет сверять свои действия по «концепции» своего бывшего руководителя по Степанавану Арама Бабаджаняна, то хорошего ждать не придется.
Дружба дружбой, но профессионализм все же важнее. И не в бабаджаняновском варианте.