Нора Григорян: “Я сделаю все возможное, чтобы не разочаровать отца”

Культура23/11/2017

31 октября ушел из жизни Александр ГРИГОРЯН – главный режиссер и художественный руководитель Ереванского русского драматического театра им.К.Станиславского. Он посвятил театру более полувека и в известном смысле был его брендом. Армения потеряла не только знакового деятеля культуры, но и замечательного человека – яркого и динамичного. В издающемся в Москве армянском журнале «Жам» скоро выйдет интервью с Александром Григоряном, увы, последнее. Журнал, будучи информационным партнером театра, встретился с режиссером Норой Григорян, дочерью Александра Григоряна. Театр был для нее едва ли не родным домом, она выступала в детских спектаклях, а после получения диплома режиссера стала работать в театре. Что ждет театр после смерти А.Григоряна, кто возглавит его – вот вопросы, волнующие его поклонников. Одним из наиболее вероятных претендентов на кресло главного режиссера и художественного руководителя является Нора Григорян. Впрочем, не будем опережать события. Предлагаем интервью с Норой ГРИГОРЯН.

 

Очень сложно сейчас без Александра Самсоновича, он был сердцем русского театра, которое будет биться всегда, следовательно, и театр, и его имя будут вечны! Но теперь настали сложные времена, впереди еще очень много неожиданного и неожидаемого, но ясно одно: коллектив должен быть сплочён, должен остаться таким и сейчас, должен помнить желание Александра Григоряна – он очень хотел, чтобы его дело продолжила я.

— Наверняка семья сознательно определила твой профессиональный выбор?
— Не совсем. Мама категорически не хотела, чтобы я связывала свою жизнь с театром – по ее мнению, я должна была получить юридическое образование. Поначалу я не спорила с ней, готовилась к поступлению, но на каком-то этапе преподаватели один за одним позвонили маме и попросили не мешать моему желанию стать режиссером: «Тамара, пусть поступает в театральный институт – это у нее в генах!»

— Но ведь театр стал твоим вторым домом еще с малых лет?
— Я бывала в театре сколько себя помню. Первым моим спектаклем стала «Красная шапочка», тогда мне было 9 лет. Помню, как волновалась и, возможно, не до конца понимала, какая ответственность лежит на мне. Затем в 13 я сыграла принцессу в спектакле «100 поцелуев принцессы». Тогда я почувствовала, что такое театр, сцена, ведь я выступала вместе с профессионалами – они импровизировали, получали на сцене удовольствие от того, чем занимались. Мне захотелось встать вровень с ними, научиться чувствовать сцену, ощущать себя на ней свободно. После некоторой паузы, когда я уже училась на режиссерском, был спектакль «Абанамат» (авторская постановка А.С.Григоряна по произведениям С.Н.Довлатова), в котором я сыграла небольшую роль, но зато проявила себя вокально – спела «Дле яман», после чего многие артисты подходили и говорили приятные слова.

— Как давно ты профессионально работаешь в театре?
— В качестве режиссера поступила в театр в 2014 году, поставила свой первый спектакль на малой сцене – «Ненормальная», потом вместе с папой стали работать над пьесой А.Н.Островского «На бойком месте». И вдруг возникла ситуация, в которой необходимо было спасать постановку – сыграть роль главной героини вместо другой актрисы. Во время репетиции мама зашла в зал посмотреть, как идут дела. Отец шепнул ей: «Ты родила талантливую девочку». Мама мне рассказала об этом много лет спустя. Мне лично папа никогда не говорил таких слов, его наивысшая похвала — «симпатично».

— Как дальше развивались события?
— Я поставила несколько детских спектаклей на большой сцене, первым из которых был «Несмеяна». Потом было еще немало спектаклей для детей: «Золушка», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Принцесса на горошине» и другие.

— Но ведь ты ставишь не только детские спектакли?
— Совершенно верно, о серьезных спектаклях тоже нужно сказать – это «Пикничок», который отличается от многих наших спектаклей, который, скажем так, выделяется своей реалистичностью, где показана яркая грубая жизнь, в которой подчас нет места любви и дружбе. Затем «Номер с фруктами» – комедия, которая сложно далась, но зрителю спектакль понравился. Интересным опытом стал моно-спектакль «Экстраваганза».

— Как отец оценивал твою работу?
— Как-то после просмотра моего спектакля он сказал мне: «Я горжусь тобой, потому что, смотря спектакль, мне не хочется что-либо изменить, я начинаю смотреть как зритель. Ты умеешь быть самостоятельным режиссером – Норой Григорян, и этим все сказано».

— Давно говорят о григоряновском подходе в режиссуре. Что это, на твой взгляд?
— В театре действительно есть своя система работы, в основе которой лежит классическая школа психологического театра, по-особому трансформированная Александром Григоряном: «Действуй эмоционально, чувствуй логически», – режиссер, по его мнению, должен быть логичным, неожиданно логичным.

— Скоро в театре премьера…
— Да, 1 и 2 декабря покажем музыкальный спектакль «Идеальный мужчина» в постановке Вероники Сароян.

— Ты, как режиссер, над чем сейчас работаешь?
— Сейчас все силы уходят на новогодний «Щелкунчик» – это будет особенно яркий, красочный спектакль, а еще над двумя взрослыми постановками, о которых пока не хочу говорить.

— Но работа над спектаклями в качестве режиссера – это только часть твоих обязанностей.
— Я действительно, забыв о нашей потере, работаю над новыми идеями, программами, которые помогут продолжить и, безусловно, развить дело отца. Рядом со мной коллектив, ученики и, можно сказать, последователи григорианской театральной системы. Я делаю студенческий спектакль, который мы повезем в Москву на театральный фестиваль в ГИТИСе. Ректор института театра и кино Давид Мурадян поверил в меня и сделал все, чтобы русский курс Александра Самсоновича смог достойно окончить обучение, дал возможность продолжить набор на этот курс в будущем. Для меня это еще один важный этап в деле сохранения русской культуры в Армении, которому посвятил свою жизнь мой отец.

— Сейчас очень важно найти средства для реализации творческих амбиций театра.
— Я сумела найти спонсорскую поддержку для театра, благодаря которой будут поставлены шесть взрослых спектаклей, построены новые декорации, пошиты костюмы, а актеры смогут получить дополнительные премии за работу над этими спектаклями. Новая концепция и программа театра будет представлена министру культуры Армену Амиряну, и я очень надеюсь на его положительную оценку. Я сделаю все возможное, чтобы не разочаровать отца, ведь он так в меня верил!

(С сокращениями)

Беседовала Вероника ЖУРАВЛЁВА