“Ночники” как ноу-хау ереванской мэрии

Курьер14/04/2018

Реклама преследует человечество по пятам, в том числе безвинных ереванцев. И вряд ли это надо доказывать. В городе ее уже полно. Все бы ничего, если бы она была приятна глазу. Но вот слабый, порой ничтожный дизайн портит дело. Особенно гигантские ночники, то бишь рекламные приспособления, в изобилии взошедшие повсюду, как грибы, благо похожи.

 

Первые ночники-грибы появились лет пять назад и сразу же показались этакими поганками. Огромные и нелепые в ереванском контексте они лишь свидетельствовали о профнегодности неизвестных авторов. Вначале показалось, что это пробные экземпляры в материале и скоро их уберут. Но не тут-то было. Не убрали, а только стали во всю культивировать. Короче говоря, мэрии они понравились сразу, между ними возникли добрые и, конечно, меркантильные связи. Ночники-грибы повылазили в самых лучших, в самых привлекательных местах центра и других районах Еревана. Пошломещанские ночники с сиденьем вокруг бетонной ножки вызывают иронический смех, но их покровителей это абсолютно не трогает. Они уверены, что осчастливили ереванцев чудесными образцами городской меблировки. Они высятся у Лебединого озера, на Саят-Нова, на Северном проспекте, на площади Москвы у мэрии их два – для пущей красоты, на площади Азнавура. Кстати, на этой площади царит невежественный дизайнерский бедлам. В этом небольшом пространстве кучкуются отмеченный ночник, точнее его еще более безобразный вариант, напольные шахматы, коими мало кто играет, бассейн со скульптурными знаками зодиака, металлические Медведь и Паук от скульптора Алекяна, вычурные часы во вкусе мэрии, киоск-«паровоз» и другой киоск, пулпулак и прочая мелочь. Нулевое качество многих произведений столичного дизайна превышает все допустимые нормы, но мэрия стоит насмерть и молчит, как партизан. Реакции никакой. Кто разработал эту чудесную концепцию ереванского дизайна, сказать трудно. Скорее всего она исходит от высшей горвласти, которой дружно подпевают главный дизайнер Гарник Аматуни (он же Гага) и начупр внешнего оформления и рекламы Араз Багдасарян. Зачем нужны два подразделения, сказать сложно, ведь они портят городскую среду сообща, объединенными силами.
Но если бы только ночники-грибочки! Вспомним жутковатые глиняные скульптуры великих сынов отечества, коими оснастила город мэрия. Вылепленные каким-то безвестным ваятелем, опознанным в мэрии, они самоуничтожились, вытянув немалую сумму из бюджета столицы. Ощутимые деньги, думается, отгрохали на никчемные стойла велосипедов, где, по мысли мэрии и бравых дизайнеров, одновременно может стоять этих самых вело целая дюжина. На практике никогда не стоит больше одного, и то раз в месяц. А мещанистые скамейки весьма плохого качества, которые производит некий монополист, близко стоящий к городскому начальству? А примитивные павильоны общественного транспорта? Венцом же трудовой «деятельности» дизайнеров можно считать ключ города на Северном проспекте – металлический монстр. Наконец – апофеоз – дрянные именные книжные киоски, изображающие раскрытую книгу. И это далеко не все.
На фоне этих уродливых поделок образ города меркнет. Ну а что Художественный совет мэрии, спросите, как он все это пропускает? А никак. Многое из перечисленного никто не видел. Не видел эскизов, но увидел в натуре. Как быть далее – вопрос на засыпку. Обо всем этом сказано не раз и не два, но все остается как есть.
Реклама, любая, может украсить город, а может и крепко попортить ее. Пока купеческое направление в общей массе дизайн-объектов берет верх. Конец процессу не просматривается. И вряд ли он будет при нынешних эстетических воззрениях мэрии и Совета старейшин. Главное, деньги-то в бюджет капают, а красивая среда, дизайн и прочая интеллигентская чепуха – дело вкуса. Так думают в мэрии. И попробуй, докажи обратное.