Немного о чувстве глубокого удовлетворения,

Регион23/05/2019

или Иногда следует немного подумать, прежде чем радоваться

 

Пару дней назад азербайджанские СМИ с гордостью сообщили, что «в Балакенском районе сотрудники Института археологии и этнографии обнаружили христианский памятник эпохи Кавказской Албании».

Стали копать дальше. Выяснилось, что церковь была построена на фундаменте еще более древнего храма. Там же наши 24 захоронения, «осуществленных по христианским обрядам». Более того, специалисты сообщили умиленным журналистам, что «в ходе раскопок обнаружены различные фрагменты и целые изделия из камня, стекла, керамики и бронзы различных исторических эпох — от раннего железного века до средневековья». То есть речь идет о временах незапамятных, теряющихся в дымке ушедших веков.
Я никоим образом не претендую на то, чтобы считаться экспертом в данном вопросе. Но парочку неоспоримых общеизвестных фактов напомнить необходимо. Церковь Кавказской Албании существовала уже в V веке, причем пребывала в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью, а чуть позже стала патриархатом ААЦ.
Албанское население в своем подавляющем большинстве было христианским, более того, говорило на родном армянском языке. Античные авторы описывают албан как высокорослых, светловолосых, сероглазых людей. Сама область несколько веков входила в состав Великой Армении. Потом на этих землях укрепилась Персия, и жители постепенно перешли на фарси.
В любом случае, как ни крути, всё это не имеет никакого отношения к тюркам, которые появились в регионе где-то в X веке. Поэтому вдохновенный тон заметок азербайджанских источников говорит лишь об очередной попытке выдать азербайджанцев за автохтонное население данного региона (и уж тем более – Карабаха). Ну, хорошо. Давайте на минуточку, ради мысленного эксперимента, встанем на эту точку зрения. Азербайджанцы – никакие не тюрки, на самом деле – они армяне или очень близки по происхождению к армянам и персам, то есть являются натуральными арийцами. Правда, предки немного подгадили, приняв ислам, но что было – то было, из песни слова не выкинешь. А так – вылитые армяне, уж как минимум – родные братья…
Замечательно. Но возникают вопросы. Каким образом Арцах является «азербайджанской землей», если никаких азербайджанцев, как выясняется, в природе не существует? Как могли несуществующие азербайджанцы основать «Иривань» (см. многомудрые «исторические» экскурсы г-на Ильхама Алиева)? Стало быть, тут, если верить этой версии, постарались пришлые тюрки, которые, как известно, никогда никаких городов не строили в силу своего кочевничества… Далее, почему Азербайджан проводит с Турцией политику «одна нация – два государства», если к турецкой национальности вовсе не относится? Ну, взяли бы такую линию в отношении персов (да и армян, если на то пошло), это еще можно было бы понять. А так – ничего не понятно…

Вопросов масса, одно их перечисление заняло бы очень много места, не говоря уж об ответах. И в этой связи восторг, охватывающий наших соседей при обнаружении очередного древнего христианского храма, различных христианских памятников культуры и быта, выглядит более чем странно. Объясните, чему вы радуетесь? Отчего испытываете чувство глубокого удовлетворения, не советские ведь нынче времена, когда оно, это чувство, с рождения было присуще любому советскому человеку. Но нет, не объясняют. Радуются – и всё тут. Этого, конечно, не запретишь, пусть себе, да только сперва следовало бы хоть немного подумать.