Не Боги огни зажигают

Мир и мы15/03/2018

Армянский священник разрушил легенду о божественном происхождении возгораемого в Иерусалиме Благодатного огня

Скандал вокруг происхождения Благодатного огня, согласно преданию, снисходящего в Иерусалимском храме Гроба Господня накануне Пасхи, стал едва ли не главной сенсацией недели. Откровение армянского архимандрита Самвела Агояна вызвало в православном мире волну протеста и негодования. Признание священника о том, что почитаемый большинством христианских конфессий святой огонь на самом деле не даруется Господом, а зажигается от обычной лампады, прозвучало как гром среди ясного неба. Греки, русские, сербы, болгары, грузины стали чуть ли не проклинать армян, посмевших “осквернить святыню”. Между тем никакого святотатства в словах архимандрита не было. Другое дело – стоило ли говорить вслух то, что могло кого-то так сильно задеть?..

 

Уже много столетий перед Пасхой в Великую субботу в часовне Гроба Господня происходит уникальное таинство возгорания Благодатного огня. Присутствуют при этом только греческий патриарх Иерусалима и представитель иерусалимской армянской конгрегации Святых Яковов. Согласно версии православных церквей, в ответ на мольбы двух иерархов Всевышний дарует христианам Благодатный огонь. Католический мир это таинство не признает и участия в нем не принимает. Отношение Армянской Апостольской Церкви к Святому огню неоднозначное. Хотя армянские священнослужители и принимают самое непосредственное участие в таинстве, само божественное происхождение огня не представляется церковью как бесспорный факт. Собственно, это и сказал архимандрит Самвел Агоян в интервью, вызвавшем скандал.
Дело было так: в преддверии Пасхи израильский телеканал «Хадашот 2» показал отснятый накануне документальный фильм, посвященный главной иерусалимской святыне христианского мира. В фильме была объективно представлена особая роль Армянской Апостольской Церкви, которая владеет Храмом Гроба Господня наряду с Православной и Католической церквами. Представляющий армянскую патриархию архимандрит Самвел сопровождал израильского журналиста в ходе съемок, любезно отвечая на все его вопросы. Войдя в Кувуклию (часовня внутри Храма, в которой находится Гроб Господень), журналист задал священнику прямой вопрос – “Как возгорается Благодатный огонь?” Священник не долго думая прямо ответил: “Мы зажимаем связку свечей от лампады, которая стоит на Гробе”. Собеседник продолжал провоцировать: “Позвольте, но ведь согласно поверью, огонь приходит с небес”. Архимандрит пояснил: “Мы верим в творимые Господом чудеса. Но Бог не творит чудеса для того, чтобы радовать людей. Чудеса не происходят по заказу в конкретный момент”. В этот момент в Кувуклию ворвался православный греческий священник, который автором фильма почему-то был представлен как копт. Грек стал активно оппонировать армянину, утверждая, что тот несет ересь. Попытки непрошенного гостя провалить съемку не удались. Вопреки его настоянию оператор продолжил снимать и сумел запечатлеть острый спор иерархов двух конфессий. “Как вы можете судить о том, чего не видели? – возмущался отец Самвел. – В отличие от вас я трижды лично участвовал в таинстве и сам зажигал свечи от лампады”. Оппонент не унимался: “Тут я главный. То, что вы говорите, не есть правда. Немедленно выключите камеру…”

Фильм был показал по израильскому телевидению в субботу в вечерний прайм-тайм. Уже на следующее утро едва ли не все православные издания писали о “святотатстве” и “ереси”, якобы допущенной армянским священником. При этом авторы большинства публикаций не брались утверждать, что сказанное отцом Самвел не соответствует действительности. Оно и понятно, ведь даже греческий патриарх Иерусалимский Феофил в последние годы не решается публично и вслух заверять в божественном происхождении огня. Когда его прямо спрашивают – “как возникает огонь – даруется Господом или зажигается от лампад?”, — привыкший избегать лжи почтенный патриарх переводит разговор на другие темы. Тем не менее ортодоксы набросились на армянского священника с небывалым остервенением. Жестче других была настроена патриархия Русской православной церкви. Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил: “Подобные заявления, тем более от представителя неправославной Церкви, звучат достаточно странно и вызывают сомнения в добропорядочности людей, которые их делают”. А отдел Московской патриархии по взаимоотношениям со СМИ распространил заявление, в котором представитель армянской церкви обвиняется в попытке “скандализировать тему схождения Благодатного огня”. “Намерение скомпрометировать многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова”, — говорится в заявлении.
Обратите внимание, таинство появления Благодатного огня в заявлении патриархии названо не “чудом”, как оно обычно называлось прежде, а “традицией”. Так если действительно речь идет лишь о “традиции”, а не о “чуде”, то что же такого опасного сделал отец Самвел? Он ведь всего лишь слегка приподнял завесу, пояснив некоторые детали традиции. Что же в этом криминального? В Московской патриархии, конечно же, осведомлены о том, что на самом деле происходит в Кувуклии в Великую субботу. Вот что писал в свое время в своем письме в патриархию первый начальник русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий Успенский: “Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда, по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады. Так — Благодатный огонь не есть чудо..” Дело было в начале 20-го века. С тех пор вряд ли что-то изменилось.
Следует отметить, что в отличие от греков, последователи Русской православной церкви до недавних пор не придавали Благодатному огню особой значимости и не концентрировали внимание на теме его происхождения. Об этом в интервью газете “Московский комсомолец” отчетливо заявил известный в православном мире проповедник диакон Андрей Кураев. Вот цитата: “Сейчас русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это Благодатный огонь появляется в результате самовозгорания. Но до революции эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. Ее упоминания встречаются в записках паломников, но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только в 90-е годы прошлого века, когда в Израиле открылся туристический бизнес, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься…”
Конечно, уместен вопрос – почему Армянская Апостольская Церковь прилагает столько усилий для сохранения традиций таинства Благодатного огня, почему так настаивает на непосредственном участии своего представителя в Кувуклии в Великую субботу, если наша вера не признает участие Всевышнего в возгорании пламени? На самом деле армянская церковь считает Благодатный огонь святым, но не потому, что он дарован Богом, а потому что зажжен от лампады, стоящей на Гробе Господнем. Точно так верующие армяне (как и православные и католики) почитают принесенную из храма святую воду, не приписывая ей божественное происхождение. Если вода освящена в храме, она уже святая. Ну а если огонь зажжен от немеркнущей лампады, установленной столетия назад на Гробе Господнем, то он для верующего человека не может не иметь ценность. В то же время Армянская Апостольская Церковь не отрицает, что чудеса самовозгорания в Кувуклии действительно случались. Но вовсе не по заказу.
Архимандрита Самвела Агояна можно обвинять в чем угодно, но только не во лжи. Справедливости ради следует признать, что откровение святого отца действительно было не вполне уместным. Думается, ему действительно следовало обойти стороной эту щепетильную тему, избежав прямого ответа на конкретный вопрос. Зря архимандрит дал повод для двусмысленных трактовок. Ведь результатом его неосторожности стало то, что миллионы православных ортодоксов ощущают себя оскорбленными и обвиняют армян в распространении ереси. Всколыхнувшая Иерусалим сенсация оказалась совсем не кстати, если иметь в виду, что именно сейчас так важно сохранение единства трех основных конфессий, хранящих традиции христианства на Святой земле.
Как известно, месяц назад иерусалимские патриархи православных греков, армян и католиков объединили усилия для совместного противодействия очередному поползновению со стороны израильского правительства. Власти страны потребовали распространения фискальной зоны на все структуры, принадлежащие христианским церквям Иерусалима. Это значит, что продажа свечей, масла для лампад, религиозной литературы должна облагаться налогом. Никто из прежних правителей Святого города, будь то арабский халиф, османский султан, иорданский король, не требовал от христиан ничего подобного. Православные, армяне и католики решились на небывалый демарш. Они в знак протеста закрыли Храм Гроба Господня и пообещали держать его взаперти до тех пор, пока правительство Израиля не отменит свое решение. Совместные усилия дали результат — правительство пошло на попятную. Этот случай подтвердил, что когда три основных христианских конфессии Иерусалима действуют сообща, результат не заставляет себя долго ждать. Видимо, это заметили и в правительстве. Скандал, способный рассорить православных с армянами и католиками, оказался для властей Израиля как нельзя кстати. Ведь благодаря его умелой раскрутке легко вбить клин в отношения между церквями и ослабить их позиции на Святой земле. Очевидно, что именно такая цель и поставлена. Так что вовсе не исключено, что пресловутое интервью было на самом деле организованной провокацией. А отец Самвел просто клюнул на наживку.

Но раз уж тема происхождения Благодатного огня все-таки вошла в повестку, стоит все-таки все разложить по своим местам, чтобы не оставить места для дальнейших спекуляций. Вот что пишет об этом упомянутый выше дьякон Андрей Кураев: “В первую очередь для Иерусалимского патриархата очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки. Люди хотят определенности. Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео и добьется признания. Тайное всегда становится явным. Потому лучше для церкви сказать правду. Христос сказал в Евангелии — Да будет слово ваше: да или нет? А что сверх этого, то от лукавого..” Трудно не согласиться с дьяконом. Ну а с Христом – тем более.