“Мы, езиды, малочисленный народ, поэтому торопимся выдать замуж своих дочерей”

Мир и мы16/12/2017

Сотни лет живут в нашей стране езиды, часто бок о бок с армянами. Отношения дружественные и мирные, без каких-либо вопросов. Однако есть один аспект не слишком известный — вопрос ранних браков, проблем школьного и постшкольного воспитания езидских мальчиков и девочек. Есть некие застарелые традиции, переступить через которые очень нелегко. Даже в наш век интернета. Об этом рассказал портал oc-media.

В деревнях езидов на западе Армении многие девочки и мальчики не заканчивают школу. Для девушек считается «великой трагедией» быть незамужней к 18 годам, в то время как для юношей это самое время начать трудиться. Но есть люди, бросающие вызов стереотипам общины для создания условий будущим поколениям.
Эстер Садоян и Ася Оруджулян учатся в девятом классе школы села Ферик. Эстер думает стать врачом, Ася мечтает работать в салоне красоты. Но в Ферике традиции побеждают образование.
«Наши традиции мешают девочкам, они едва доучиваются до девятого класса, а после этого выходят замуж. Многие это делают еще раньше. Мы — малочисленный народ, поэтому торопимся выдать замуж своих дочерей», — говорит Рустам Хасанян.
Хасанян преподает в школе курдский язык и езидскую литературу. В том же селе он председатель. Село, где живут только езиды, находится в получасе езды от Еревана, в Армавирскм марзе.
Школа имени езидского писателя Рзалиэ Рашида Озманяна — начальная. Хасанян рассказывает, что после окончания девятого класса дети должны продолжать учебу в средней школе в соседнем селе. Но этого часто не происходит.
В школе 28 мальчиков и 18 девочек. Одна из учениц девятого класса уже в школу не ходит. По традиции, считается готовой невестой.
Директор школы Левон Погосян хорошо знаком с традициями езидов. Он говорит, что 10–15 лет назад детей могли выдать замуж и в 15–16 лет. Считается, если девушка-езидка не замужем к 18 годам – это семейная драма.
«Образование езидских девочек в Ферике ограничивается девятым классом. Выходя замуж, девочки бросают школу недоучившись», — говорит он.
В прошлом году национальное объединение езидов «Синджар» провело исследование по образованию. Результаты показали, что в 2003–2015 годы в различные школы Армении поступили 473 езидки. Из них 117 не получили даже девятилетнего образования, 234 закончили девятый класс, только 122 получили 12-летнее образование.

 

Закон против традиций

Одним из основных препятствий на пути к образованию езидских женщин являются ранние браки — символ сохранения этнической принадлежности.
Востоковед Рустам Бакоян — глава организации «ШАМС», езидской группы, работающей по темам образования и сокращения бедности. «Езиды России и Европы часто выбирают невест из езидской общины Армении. Они уверены, что настоящую езидку можно найти только в этой общине, где хорошо сохранились национальные обычаи. Это одна из причин ранних браков», — говорит Бакоян.
По переписи 2001 года, в стране 40 620 езидов. 23 села, где они компактно проживают, расположены в Арагацотнском марзе на западе Армении. Езиды также живут в марзах Армавир, Арарат, Ширак и Лори, в северной и западной Армении в смешанных деревнях вместе с армянами.
65-летняя Тарлан Хасоян жительница села Рйа Таза в 80 километрах от Еревана. Она дорожит традициями езидов.
«Обязанность наших женщин — выйти замуж, быть хорошей женой, матерью, заботиться о семье. Если в дом входит мужчина, женщине надо встать, с мужчиной не надо садиться за один стол, не нужно разговаривать со свекровью», — говорит она.
38-летняя Сона Асло из того же села. Мать четверых детей. Вместе со свекровью они решили обручить свою дочь в возрасте 14 лет. Жених «был из хорошей семьи», и они не могли потерять такой шанс для дочери.
«Такова наша традиция. Я также вышла замуж в 15 лет. Что нам делать? Дочь слушает нас, знает, что мы правы и так надо. К чему ей учеба?», — говорит Сона.

Страдают не только девочки

Проблема образования в езидской общине существует не только у девочек. Рустам Бакоян утверждает, что в езидском обществе нарушается право на образование и у мальчиков. Однако по сравнению с девочками они хотя бы заканчивают девятый класс.
«Смотрите, нас, езидов, более 40 000. В вузах Армении учатся 40 студентов, это значит, что лишь 0,1 процента наших молодых людей получают высшее образование», — говорит он.
По словам эксперта, юноши женятся в основном в возрасте 21 года после возвращения из армии.
«Конечно, бывают случаи, когда женятся в 16–17 лет. Проблема ранних браков была у армян тоже, но имея государство, армяне начали очень быстро развиваться. А мы закрытая община и боимся ассимиляции», — объясняет Бакоян.
Езиды в основном занимаются животноводством. Родителей часто не устраивает то, что мальчики продолжают учебу и фактически не могут участвовать в экономическом обеспечении семей. Как говорит Бакоян, юноши, как правило, рано начинают помогать семьям, занимаясь фермерством или же отправляются на заработки в Россию.
«Большая часть езидов не ценит образование. Для них самое важное, чтобы ребята работали, чтобы могли решить финансовые проблемы семьи», — говорит Бакоян.
«Для родителей не имеет значения, получают дети образование или не получают. Столько лет я работаю в этой школе, в этой общине, не могу вспомнить, чтобы хоть один из них продолжил учебу в университете», — говорит Легон Погосян.

Грядут новые времена?

Но ситуация может измениться. С 1 сентября этого года в Армении вступил в силу закон «Об общем образовании», согласно которому 12-летнее среднее образование стало обязательным для всех. До этого обязательным было девятилетнее образование.
Родители, ответственные за воспитание и образование своих детей, будут оштрафованы в размере тридцати минимальных размеров оплаты труда (ныне 55 000 драмов (115 долларов США)) в случае воспрепятствования образованию детей.
Объединение езидов «Синджар» провело опрос в марзах Армавир и Арагацотн.
«Только в шести армавирских селах 30 детей езидов не посещают школу, 19 из них девочки, некоторые успели выйти замуж», — говорит Борис Мурази, председатель объединения.
Наира Саргсян, начальник отдела образования, культуры и спорта Армавира, отмечает, что они начали последовательную работу по просвещению родителей. Их знакомят с законом, объясняют, что каждый ребенок имеет право на образование. Привлекать родителей к административной ответственности еще не начали.
Однако директор школы Ферика сомневается, что закон может повлиять на традиции. «Даже если будет наложен административный штраф, думаю, что они найдут способ борьбы против этого», — говорит Левон Погосян.
Хасан Тамоян, соавтор учебников 1–12 классов по курдскому языку, также сомневается, что закона будет достаточно. Он считает, что принуждение не всегда дает хороший результат.
«Самое главное, наша интеллигенция должна участвовать в этой работе. Я всегда говорю, что мы должны найти свое спасение в образовании и просвещении», — говорит Тамоян.

Исключение из правила

Отец 21-летней Зузан Мамоян еще с детства советовал дочке учиться. Говорил, что получить высшее образование и стать хорошим специалистом необходимо для того, чтобы в будущем быть независимой от мужчин. Жили они в армянском селе, где могли видеть примеры других семей и выйти за рамки езидских традиций.
«Когда я участвую в наших общинных мероприятиях, знакомые мужчины часто говорят, что любят образованных девушек, но эти же мужчины не позволяют своим дочерям учиться», — говорит журналист по профессии Зузан.
Она добавляет, что образованная невестка для многих признак того, что она не будут подчиняться.
«Дочь моего дяди, Лейла, отлично рисует, мечтает стать дизайнером, но семья не разрешает учиться. Мы близки, я для нее — пример. У Лейлы есть крылья, но ей не разрешено летать», — говорит Зузан.
Она считает, что одно лишь высшее образование не способно сломать вековые стереотипы в общине. По ее мнению, предубеждение будет преодолено, когда женщине после брака не обязательно будет становиться обычной домохозяйкой и сидеть дома.
«Я стала журналистом, чтобы публично поднимать проблемы общины, создать открытый дискурс. Выйду замуж я или нет, не имеет значения, даже после брака я продолжу активную общественную работу», — говорит Зузан.

Гаяне МКРТЧЯН