Мозаики Арташата и дилетанты Минкультуры

Культура22/02/2022

Одной из двенадцати столиц Великой Армении был Арташат, основанный царем Арташесом II. В этом статусе он пребывал со II века до н.э. по V век нашей. Вскоре стал одним из важнейших политических, торговых городов огромного региона. И главное – центром армянской эллинистической культуры. Изучение Арташата началось полвека назад. Было сделано много открытий, одним из которых явились замечательные мозаики, более ранние, чем знаменитая мозаика Гарни. Минкультуры — памятники его вотчина — вознамерилось дать мозаикам новую жизнь. Объявили тендер на реставрацию и процесс пошел. С тех пор прошло уже много лет  лет, но о мозаиках министерство думать перестало .

Царь Арташес II нашел едва не идеальное место для своей столицы: между реками Ерасх и Мецамор на перекрестке торговых путей, что давало немало разноплановых преимуществ. Но, увы, со временем русла рек разительно изменились – кто бы мог это предвидеть! – и Арташат к V веку перестал быть столицей. Обширная городская застройка обезлюдела и постепенно трансформировалась в «культурный слой». Вполне обычная модель жизни многих городов древности. В средневековье уже мало что напоминало о некогда роскошном стольном граде. Холмы, таящие античную столицу, оказались впритык к госгранице советской страны и потому были недоступны для исследователей. В конце 60-х известный археолог академик Бабкен Аракелян обратился в Минобороны СССР с просьбой разрешить начать раскопки. Разрешение, как ни странно, было дано. В дальнейшем «первооткрывателя» Арташата в роли руководителя экспедиции сменил Жорес Хачатрян. Вплоть до 2000 года раскопки проводились на холмах Хор Вирапа в Верхнем городе-цитадели, были выявлены оборонительные сооружения, часть регулярной городской застройки. В начале нынешнего века археологи переместились в Нижний город, где раскопали основания античного храма, колонный зал. Исследователей ждали многочисленные артефакты: керамика, стекло, архитектурные детали, монеты, тысячи печатей-булл. В 2003 году архитектор-археолог Амина Канецян обнаружила «гипокаусты» — часть отопительной системы античной бани. Так и оказалось: большая общественная баня I-II вв. н.э. со всем необходимым по тем временам комплексом помещений. 2005 год вознаградил археологов фрагментами мозаики, украшавшей пол некоторых комнат бани. Это была огромная удача, ведь мозаика оказалась более древней, чем гарнийская, отмеченная III веком н.э. Несколько лет они извлекали из земли и праха крупные фрагменты мозаики и множество небольших кусочков вплоть до отдельных, в среднем сантиметровых, камушков. Министерство объявило тендер на реставрацию мозаик, вышли на Зораба Мирзояна, признанного художника-мозаичиста, автора монументальных работ, которому было предложено реставрировать бесценные находки.

В начале 2016 года Мирзоян начал работу. Крупные фрагменты мозаики были очищены, перенесены и закреплены на новой основе, восстановлены и сданы советнику Казаряну. И так до самой весны 2018 года. Реставрированные фрагменты (7-8 кв.м) хранятся на базе экспедиции в Арташате и в Музее истории Армении (около 2-х метров). Высокопрофессиональная работа Мирзояна получила восторженный отзыв итальянских «профи» — едва не лучших в мире, — приглашенных на предмет реставрации мозаики в Гарни. Когда началась реставрация, было твердое убеждение, что они в итоге предстанут пред очи общественности и поклонников старины как ценнейший раритет, увидевший белый свет. Увы… Что будет с реставрированными кусками арташатских мозаик, пока трудно сказать.
В Музее истории Армении представле ны только фотографии. Впрочем, посетители могут полюбоваться находками предыдущих лет: потрясающей женской ножкой из мрамора, крыльями богини Победы, терракотовыми скульптурами, золотым лавровым венком, наконец, великолепной античной надписью, очевидно, выбитой на каком-то сооружении.

С кругом вопросов, связанных с этими мозаиками, Институт археологии и этнографии Академии наук не раз обращался в Минкультуры, но вопрос не решается. «Арташат необходимо музеефицировать, — говорит Мкртич Зардарян, руководитель экспедиции с 2016 года. – Сохранить ту часть античного города, что в низменной части невозможно – она находится близко от Аракса в грунтах повышенной влажности. Плюс время от времени бывают паводки. Надо спасать то, что возможно, особенно уцелевшие фрагменты фресок и единственные в своем роде отпечатки военной обуви и обуви простолюдинов. Музеефикация холмов Хор Вирапа, где была цитадель, дело чести, к тому же это может стать отличной туристической фишкой. Возможно, стоит организовать Музей древних столиц – Арташата, Двина, Армавира – артефактов хватит с лихвой. Только центр Арташата занимает около 700 га, раскопки могут вестись еще много десятилетий. В прошлом году при сканировании местности мы выявили два дворца, таких, как обнаруженный у подножья холма. В километре – античная вилла-усадьба с комплексом хозяйственных построек», — говорит Мкртич Зардарян.
Археология – это всегда, кроме всего прочего, также изрядная доля везения. Арташатской экспедиции Института археологии с открытиями здорово везет. Гораздо более чем с финансированием и музеизацией. К раскопкам на территории дворца были приглашены также специалисты Мюнстерского университета. Все замечательно, но волнует вопрос, где все же разместить великолепные уже восстановленные мозаики, с огромным трудом отвоеванные у земли в самом центре античной столицы. А также все остальное.

…В итоге получилось так, что мозаики никого всерьез не интересуют. Археологи и реставраторы в недоумении. «Как художник и реставратор я убежден, что мозаики должны приобрести завершенный художественный вид – стать частью музейной экспозиции. Такова международная практика. Наши же мозаики оказались в плену некомпетентного «победителя» тендера и чиновников Минкультуры», — говорит Зораб Мирзоян. Лучше и не скажешь.
Карен Микаэлян