Миф о “30 тысячах армян в Баку” легко опровергается фактами
Азербайджанские СМИ наперебой сообщают о том, что тридцать проживающих в Баку армян обратились в госорганы для получения удостоверений личности. Достаточно странное явление — массовое рвение армян легализовать свой статус в стране после 20 лет проживания без документов, не правда ли? Информация эта появилась аккурат после того, как Бакинский административно-экономический суд N 1 вынес решение, согласно которому Главное управление паспорта, регистрации и миграции МВД Азербайджана обязано обеспечить армянку Шахмурадян и ее дочь Айлу Гасанову удостоверениями личности.
По сообщению азербайджанских СМИ, в последний раз в 1983 году Жанне Шахмурадян был выдан паспорт Советского Союза. Дочь от азербайджанца родилась в 1989 году. Когда женщины обратились в азербайджанскую полицию за новыми удостоверениями, им отказали. Жанна на протяжении нескольких лет мужественно воевала с госструктурами Азербайджана за право сохранить окончание “ян” в своей фамилии и получить удостоверение личности, без которого ей пришлось жить на протяжении 20 лет. Женщина фактически не имела возможности легально работать и пользоваться социальными услугами государства, в котором она родилась и жила, просто из-за “неудобного” окончания фамилии.
Пропагандистский миф “о 30-тысячной армянской общине”, якобы комфортно проживающей на контролируемых Азербайджаном территориях, армянские эксперты уже давно опровергли тщательно и по пунктам. Однако азербайджанская сторона не сдается, пытаясь придумывать все новые информационные поводы в заведомо проигрышной теме. Посему стоит еще раз пройтись по пунктам мифа “о 30 тысячах армян”, обрастающего все новыми фантастическими подробностями.
1. “Гейдар Алиев в одном из своих выступлений отметил, что только в Баку проживает более 30 000 лиц армянской национальности”.
Вслед за Алиевым тезис подхватили его преемники и повторяют цифру как мантру, пытаясь вбить ее в сознание граждан, но не удосужившись “подправить” под слова “вождя” цифры. Так, по официальной переписи населения 1999 года, на подконтрольных Азербайджану территориях проживали примерно 650 армян, а согласно переписи 2009 года — менее 200 человек. Так кто же врет — перепись населения Азербайджана или официальные лица?
2. “Армяне в Баку на протяжении 20 лет жили без гражданства и регистрации с советскими паспортами, поэтому в официальную перепись не попали”.
Во-первых, если верить этому пропагандистскому тезису, то получается, что армяне в Азербайджане проживают массово без документов, что уже является нарушением норм международного права со стороны властей Азербайджана. Необходимо зафиксировать, что права нацменьшинства в лице армян Азербайджан обязан обеспечивать вне зависимости от уровня армянофобии, царящей в этой стране. Невыдача на протяжении 20 лет документов армянам по национальному признаку уже является доказательством апартеида и сегрегации.
Но чьи права обеспечивать? Согласно официальной информации государственных органов Азербайджана, число лиц без гражданства в целом составляет всего 2 тыс. человек. Даже если верить неофициальным данным главы Миграционного центра Азербайджана Аловсата Алиева, в Азербайджане сегодня в целом проживают 30 тыс. лиц без гражданства, большую часть которых составляют азербайджанцы из Грузии, азербайджанцы, родившиеся за пределами страны, и только небольшая часть из них — армяне с детьми. Очевидно, что ни о каких 30 тысячах армян-нелегалов речи идти не может.
3. “По утверждению МВД, большинство армян, обратившихся за получением документа, удостоверяющего личность, в полицию, добровольно решили сменить традиционное “ян” на окончание “ов” или “ова”.
При этом азербайджанская сторона признает, что Жанне Шахмурадян пришлось в судебном порядке добиваться права на сохранение национальной самоидентификации. Очевидно, что о добровольной смене окончания “ян” речи не идет, особенно учитывая недавно утвержденный Академией наук Азербайджана ассимиляционный “принцип светофора”, согласно которому госструктуры сами определяют “благонадежные” и “запрещенные” имена детей, которые могут выбирать родители. Лишним будет говорить, что все армянские имена оказались в “красном” — запрещенном — списке.
Более того, корреспондент азербайджанского агентства “Вести.аз” признает: “Некоторые мелкие чиновники иногда пытаются создавать проблемы. Скажем, чинят бюрократические проволочки, справку не дают и так далее”. То есть очевидно, что армяне стремятся слиться с общей массой во избежание неприятностей и скрывают свою национальную принадлежность.
4. “О толерантности в Азербайджане свидетельствует то, что армяне живут там под видом азербайджанцев, но соседи знают, что это армяне и их не убивают, не выкидывают из балконов, не сжигают и не режут”.
Аргумент про соседей не просто несостоятелен, он вообще недоказуем и рассчитан исключительно на эмоциональный уровень восприятия. Противопоставить ему достаточно несколько фактов публичных выступлений высокопоставленных лиц в азербайджанской прессе, когда по четкому сценарию в неугодном режиму лице начинают выискивать армянские корни и “армянскую кровь”. Это достаточно показательный момент: в азербайджанском обществе достаточно заклеймить человека “армянином” или уличить в положительном отношении к армянам, чтобы поставить жирный крест на его карьере и общественно-политической жизни.
Кроме того, если в Азербайджане общество толерантно по отношению к его армянской части, и если армяне там есть вообще, то почему единственная армянская церковь в Баку стоит без креста на куполе и не функционирует, превратившись в книгохранилище? Почему “30-тысячная” армянская община не представлена в парламенте? Почему не обеспечивается право армян, как остальных нацменьшинств, в получении образования на родном языке? Почему не обеспечивается право на сохранение культурного наследия? Ответ очевиден: потому что армян в Азербайджане нет, зато есть отчетливо прослеживающаяся армянофобия, из-за которой невозможно создать даже видимость всех этих процессов.
5. “В Армении вообще нет азербайджанцев”.
В Армении азербайджанцы, конечно же, не только есть, они еще и являются достойными членами общества, интегрированы в социум и являются полноправными гражданами страны. Достаточно привести в пример заслуженного тренера Армении Феликса Алиева, который воспитывает будущих армянских чемпионов. Ну, или живущую с семьей в НКР Гюлизар Касымову. Подобных примеров сотни, о них пишут в СМИ, у этих людей берут интервью.
Кроме того, на улицах Еревана можно встретить азербайджанцев как с севера Ирана, так и из Грузии, которые предпочитают проводить свой отпуск и тратить деньги в Армении, а не в Азербайджане.
На фоне вышеперечисленного возникает резонный вопрос: почему в Азербайджан не впускают граждан других стран, имеющих армянскую фамилию? Официальное объяснение “в целях безопасности” вызывает массу вопросов. Чего опасается МНБ Азербайджана? Если страшилки про теракты, то это фактическое признание в своем бессилии и беспомощности, если спецслужбы не могут отследить, что делает “армянин” в их стране. Если же речь о безопасности самого гостя с армянской фамилией, которую спецслужбы не в силе обеспечить, то тут еще интереснее — это очередное доказательство царящей в этом обществе армянофобии, если человека на улице убьют просто из-за национальной принадлежности.
6. “30 армян обратились для получения удостоверения личности Азербайджанской Республики”.
Во-первых, почему армяне только сейчас начали обращаться за удостоверениями личности? Во-вторых, где гарантия, что это вообще армяне? Ведь азербайджанские СМИ пестрят сообщениями о том, что азербайджанцы в массовом порядке покупают документы на имена армян, чтобы эмигрировать из страны. Нелегальный бизнес превращения азербайджанцев в “армян-беженцев” за 10-15 тысяч евро в Азербайджане поставлен на поток уже давно. Эти люди не имеют к реальным армянам никакого отношения. Просто работники архивов и районных паспортных столов промышляют преступным бизнесом, продавая “мертвые души” армян своим соотечественникам, пытающимся в поисках куска хлеба эмигрировать из авторитарного Азербайджана.
Вопросов о мифических армянах в Азербайджане, конечно, еще масса, и каждая попытка азербайджанской пропаганды выдать порционный ответ обнажает все больше несостыковок и пробелов в этой истории. Конечно, можно посоветовать азербайджанским журналистам прекратить попытки раскручивания этого несостоятельного мифа, но вряд ли они послушают и, скорее всего, продолжат играть на руку армянской стороне.
Асатур САРКИСЯН