Мэрия: безвкусица на конвейере

Архив 201209/10/2012

Когда в конце сентября в армянском информпространстве замелькали сообщения о памятниках великим, которые будут установлены в центре Еревана, публика никак не среагировала. Только обрадовалась, поскольку еще не все великие обратились в памятники, да еще в центре столицы. Потом неким смерчем пронеслась новость, что вандалы сломали уже установленный — и когда успели? — памятник, и кому — всеобщему любимцу Фрунзику, точнее — его злополучному герою из кинофильма “01-99”. Народ прямо кипел возмущением…
Народ ломанул на место преступления — на площадь Азнавура, где рядом с “Быком” и “Пауком” Ара Алекяна на одной из новых ереванских скамеек восседал с бочонком потерпевший, причем целехонький. Чуть далее, у дверей “Голден Тюлип”, опять же на скамейке жался Егише Чаренц. Оба “памятника” вызвали легкую оторопь. Пока. Вскоре благодаря интернету удалось распутать клубок — эпопею с “памятниками. Почему интернету? Потому что никто в культурном сообществе даже понятия не имел, откуда взялись эти, с позволения сказать, “памятники”. Оказалось все проще пареной репы: инициативу проявила мэрия. Неизвестно кем и когда разработана загадочная программа “Наши гении (великие) рядом с нами — в городе Ереване”. Информация лилась обильным потоком. “В течение 15 дней на скамейках Еревана появятся семь новых памятников знаменитым армянам” — вариации этого текста заполонили все и вся. Разразился комментариями советник мэра Арам Сукиасян — мол, памятники будут установлены на проспекте Маштоца, в сквере Абовян и других оживленных местах. Самое ужасное из сказанного, что до 14 октября, т.е. Дня города, планируется установить еще 9-12 памятников. Но кому и когда точно — скрыли. Типа сюрприз для ереванцев. Чтобы неожиданная радость была полной.
В текстах упоминалось имя человека, кто эти “скульптуры” изготовляет. Некий Сурен Мелконян. Это он поставил на конвейер изделия “великие на скамейках”. “Еще весной, — откровенничает Сурен на пресс-конференции, — началась реализация проекта… Идея принадлежит мэрии Еревана. И мы решили, что не нужно устанавливать на деревянных скамейках бронзовые памятники… Для меня очень важно, чтобы памятники полюбились ереванцам”.
Вот оно — слово ваятеля. Вся эта история дурно попахивает, прежде всего потому, что никто не был ознакомлен с потрясающим “проектом”. Об этом слыхом не слыхивали даже председатель худсовета мэрии Л.Игитян и члены совета. Кто “и мы решили” — осталось тайной. Имеются подозрения, что проект инициировал главный дизайнер Еревана Гага Аматуни. Если не он, то кто? Проектик между тем хотя и никудышный по всем параметрам, тем не менее вполне выгодный. Даже гипсовый “памятник” стоит денег. Глина, гипс, бронзовая краска, перевозка. Не говоря уже о вдохновении и творческом экстазе Сурена Мелконяна, возбужденного мэрией.
Четыре “памятника”, угнездившихся на скамейках, скажем сразу — стыд и срам. Это наихудшее, что сделала мэрия в период работы Тарона Маргаряна. Говорить сколько-нибудь всерьез об “образах” смешно, так как нет предмета для разговора. Чаренц, Севак, Грант Матевосян выглядят убого и постыдно. Фрунзик тоже, включая бочонок. Тогда для чего весь этот балаган? Есть для чего.
Вот что пишет “Еркрамас”. “В столице Армении установлены сидячие памятники великим армянским писателям: Паруйру Севаку и Гранту Матевосяну. У жителей Еревана есть возможность сесть рядом с ними на скамейку и сфотографироваться”. Святое дело, одним словом. Огромная забота мэрии о духовной составляющей сограждан. Сел, запечатлелся и стал сопричастным.
Объемных или плоских изображений великих для фотографирования хохмы ради в мире полно. Но одно дело устанавливать улыбающихся президентов где-то в “диснейленде” или в детском парке, а другое — на полном серьезе растыкивать бездарные подобия великих на каждом углу всеармянской столицы. Фактически это бутафория, аттракцион, причем даже в этой номинации абсолютно дилетантский продукт. Великие обращены в неких бомжей, сходство весьма отдаленное, об образе и говорить нечего. Короче говоря, чепуха.

Вопросов много. Почему “проект” избежал внимания худсовета мэрии и с места в карьер стал воплощаться в жизнь? Почему этим делом занялся неведомый Сурен Мелконян, по некоторым данным, недоучившийся скульптор? Кто разрабатывал “концепцию” и список гениальных-великих?
Общеизвестно, что даже самую замечательную идею можно испохабить. В данном случае идея тоже не ахти, ведь памятники великим уже сооружены. Пока, может, не всем, но процесс идет. Правда, далеко не все из них высокохудожественные произведения искусства, но это другой разговор. Примитивные “сидячие памятники”, установленные в Ереване, никакого отношения не имеют ни к искусству, даже народному, даже любительскому, ни к дизайну. Это чистый хлам, который, будем надеяться, придет в негодность после дождей и снега. Гипс, видите ли… Такое ощущение, что мэра Тарона Маргаряна подставили. Он круто взялся за благоустройство и озеленение, но с этой псевдопатриотической бутафорией у него вышел конфуз. Если захочет внимать голосу людей культуры, он тормознет “проект”. А то ведь и главный дизайнер Аматуни, и ваятель вошли во вкус. Если так пойдет и дальше, народ армянский увидит на скамейках и других великих: Сарьяна, Параджанова, Кочара, Тораманяна, Исаакяна, Таманяна, Минаса, Сильву Капутикян, Азнавура, Гр.Нерсесяна, Шираза, Спендиарова, Тиграняна, Абовяна, Туманяна и далее. Точно наберется не менее сотни славных имен. Никого же обидеть не захотят отцы-инициаторы. А также поиздеваться и изуродовать. Мэрия может даже принимать заказы от ереванцев на изготовление “сидячих” муляжей. Всех же не упомнишь в творческом раже. Так неужели никто из причастных не подумал, что “проект” дискредитирует и опошляет великих, что портит общественный вкус, что плебеизирует городскую среду? Впрочем, после того как отцы города с радостью необыкновенной открыли низкопробный памятник актеру Ваграму Папазяну (тоже, кстати, не представленный худсовету), осталось сделать только один шаг до “памятников на скамейке”. И он был сделан.
Если бы этот “проект” был бы единственным проколом в художественном оформлении Еревана… Кич или китч ринулся на столичные улицы вполне комфортно, преодолев все преграды. Это и росписи даланов, и зеленое убранство, отданные на откуп людям с дурным провинциальным вкусом. И опять же эта продукция проходит мимо каких-либо фильтров. Или “дизайнерские” проекты вне критики? Но вот оказия: многие росписи даланов абсолютно непрофессиональны. Особая статья “зеленые” art-объекты, в этом сезоне активно обогатившие столицу. Медвежонок с бочонком меда, гигантская лягушка на пр.Саят-Новы, аляповатые музыкальные инструменты рядом с памятником Арно Бабаджаняну, бабочки у мэрии и Большого зала, павлин (или лебедь) у мэрии, книга с армянским алфавитом у школы 76 — только часть изделий из зеленой пластиковой “травы”, которые установили неизвестные дизайнеры. В каком-то отдаленном райцентре, провинциальном курорте или детской площадке на них можно было бы закрыть глаза, но в Ереване? Откуда весь этот дизайнерско-оформительский бред, почему он цветет пышным цветом? И кто этим китчем заправляет?
При всем этом ни звука не издают организации, которые должны были бурно и сердито реагировать. Союзы художников, архитекторов, дизайнеров, писателей — почему они-то молчат? А энергичные патриоты города, пикетчики, бойцы невидимого фронта? Министерство культуры, наконец. Остается думать, что им это скульптурное барахло очень нравится…
Поделками от мэрии возмущены очень и очень многие люди искусства, в их оценке они единодушны. Вот только три мнения.
Ваан Согомонян, художник: “Это не скульптура, это муляж, чучело — настоящее посмешище. Превратить великих людей в некое подобие нищих — они все так выглядят — преступление. Да, город стал чище, много цветов и зелени, но эти звери и музинструменты из капрона сущий позор. Настоящая деревня…”
Юрий Петросян, художник: “Никакой нет связи этих “памятников” с окружающей средой, да и уровень исполнения нижайший. Дилетантская работа в полном смысле слова. Такие “произведения дают неверный образ, дискредитируют деятелей нашей культуры. Самое главное — производят обратный эффект”.
Роберт Элибекян, художник: “Начну с того, что это не искусство, не скульптура. Даже если эти штуки установлены временно, ко Дню города, все равно они не к лицу столице. Говорят, они якобы дар. Но даже дары нельзя принимать за чистую монету, не глядя. Гости, туристы увидят — ужаснутся. А дети? Мы же им прививаем безвкусие! То же и с оформлением скверов. Посмотрите, что творится рядом с великолепным памятником Бабаджаняну!”
К этим словам трудно что-либо прибавить…