Мэрии не до “Горных танцев”…

Культура02/12/2017

В 1979 году в Ереване был сдан в эксплуатацию отель «Двин», который сразу же справедливо причислили к самым интересным и привлекательным сооружениям столицы. Вскоре в пригостиничном сквере появилась монументальная скульптура «Горный танец» (или «Кочари»), созданная Тиграном Арзуманяном.

Скульптура прибавила шарма пространству и в свою очередь стала одним из лучших памятников этого времени. Интуристовская гостиница была переполнена заезжими гостями и пользовалась большим успехом. Всеобщее внимание привлекал и «Горный танец». Когда настали «лихие времена», после развала СССР сильно оскудел поток туристов, а потом и вовсе иссяк. Отелю «Двин» пришел конец. В 1992 г. территорию обнесли забором и завели сторожа. Чтобы охранять имущество до лучших времен. Пока ждали этих времен, здание обгладали, как кошки курицу. Остался остов. Под шумок грабители подобрались и к скульптуре, которая представляла весьма лакомый кусок из чистой листовой меди. Все это происходило при полном бездействии сторожа. Не видел, не слышал? Обойдем этот туманный период истории «Двина».
Владелец отеля — «Кавказская коммуникационная группа» — много лет вплотную не занималась реконструкцией «Двина» и соответственно «Горным танцем». В итоге – более половины медных листов была похищена. Многочисленные обращения автора Тиграна Арзуманяна результата не давали, вплоть до 2015 года, когда забрезжила надежда спасти скульптуру. Кстати, отметим, что она по иронии судьбы значится в списке охраняемых государством памятников. Автор взялся за спасение своего детища, дирекция «Двина» и Минкультуры выделили деньги на материал. И на то спасибо. «Танец» сняли с танцпола и увезли на скульптурный комбинат, где автор после нескольких месяцев упорного труда восстановил свое произведение. Прошло два года, но оно все еще на территории комбината. Главнейшая задача — вновь установить ее. Но где? За все это время мэрия никак не может найти место для «Горного танца». Не может найти сама и отвергает все предложения. Установить скульптуру дело не затратное, нужен только постамент, причем без особых изысков, то есть четкой геометрической формы. Вновь вернуть ее на прежнее место нецелесообразно, так как она требует открытого пространства, а того сквера у «Двина» практически нет – он застраивается согласно проекту реконструкции. В пространстве столицы есть немало мест, где «Горный танец» может найти место. Но, увы, это оказалось непосильной задачей для мэрии. Да вообще создается впечатление, что этот высокохудожественный образец монументального искусства городскую власть вообще не интересует. Прямо как гиря в ногах. И лишние заботы. Да и времени лишнего нет.
***
Между тем на все другое время у мэрии обнаруживается. Особенно на зарубежные поездки. Так, 25-27 ноября официальная делегация, возглавляемая Тароном Маргаряном, вновь пребывала в солнечном Марселе — побратиме Еревана. Там проводились мероприятия, приуроченные к 25-летию подписания соглашения о дружбе и сотрудничестве между городами. Это не первая официальная поездка. Подобная была и в 2015 году, также рабочие вылазки совершались и в другое время. Как правило, к побратимам едет группа в 7-8 человек и проходят встречи с местными деловыми кругами и представителями армянской общины. Напомним, что у Еревана около 20 побратимов и 20 партнеров (в открытых источниках эти цифры разнятся). И каждому нужно уделить внимание хотя бы раз в несколько лет. Поездки в конечном итоге совершаются за счет налогоплательщиков, которые так и не узнают о конкретных результатах этих весьма привлекательных визитов.
Никто не против крепких дружеских отношений между Ереваном и Марселем, где живут наши соотечественники. Просто хочется знать, чему учатся, что видят, что хотят перенять у марсельцев мэр Тарон Маргарян и его работники. Однако даже официальный сайт мэрии дает очень расплывчатую туманную информацию. Как и после визитов в другие города. На протяжении ряда лет ереванцы многократно слышат о модернизации общественного транспорта, о строительстве мусороперерабатывающего завода и прочих проектах, скорее «прожектах». Об улучшении управления городом и говорить не стоит. В том же Марселе можно поучиться, как решается транспортная проблема, как благоустраивается и озеленяется городская среда, как аккуратно проводится обрезка деревьев, в частности платанов. И т.д. За эти годы ереванцы не видели ни одной выставки из Марселя или какого-либо серьезного культурного проекта. А может это не входит в «ряд встреч с деловыми кругами»?