Китайский вояж Филармонического оркестра

Культура16/01/2020

Из гастролей в КНР возвратился Госфилармонический оркестр Армении. Успешные выступления в Поднебесной во всех смыслах превзошли даже самые оптимистические предположения. Гастрольный тур включал десять концертов в 9 городах, армянских музыкантов прослушали более 15 тысяч человек. СМИ полны хвалебных отзывов.

-У нас были и другие гастрольные предложения, но мы предпочли именно Китай, страну безграничных возможностей и огромной аудитории. И не ошиблись, — говорит художественный руководитель и главный дирижер оркестра Эдуард Топчян. Организатором явился известный в мире канадский промоутер Врей Армстронг. Он, кстати, был на двух наших китайских концертах. Очень воодушевлен результатами и будет и впредь работать с нами.

— Это первые гастроли в Китае?
— Оркестра да, первые, я же несколько раз работал с тамошними коллективами. Китайские партнеры приняли оркестр – 78 человек — и блестяще, с поразительной пунктуальностью провели гастроли. Не говоря уже о больших расходах и гонорарах. Хочу особенно отметить: дорогу туда и обратно оплатило Минобразования, науки, культуры и спорта. Пользуясь случаем, хочу выразить министерству большую благодарность.

— В каких городах вы выступали?
— В маршруте было 9 городов. Прежде всего Пекин, Шанхай, Ухань, Шэньжень и несколько других. Они у нас не очень известны, но это тоже города с многомиллионым населением. О концертных залах скажу одно – один другого лучше. Безукоризненные залы с великолепной акустикой. Играть было одно удовольствие.

— Ну а программа? Что-то специфическое?
— Вся специфика была в том, что мы подготовили серьезную программу без всяких популярных вальсов. Исполняли 5-ю симфонию Чайковского, «Шехерезаду» Римского-Корсакова, «Ромео и Джульету» Прокофьева. Конечно, Хачатуряна «Маскарад–сюит», «Спартак-сюит», Моцарта — в его «Концерте для кларнета» солировал потрясающий китайский музыкант, восходящая звезда Тони Шен.
В Пекине, Шанхае, Шэньжене – публика очень подготовлена. Так мы дважды выступали в Шанхае и оба раза зал на 3500 зрителей был переполнен. То же в Национальном центре исполнительских искусств Пекина. В других залах была та же картина. Это закономерный результат последовательной и продуманной политики и многомиллионных вложений государства. В Китай приезжают сотни высококлассных оркестров и исполнителей, классическая музыка – один из государственных приоритетов в искусстве. Отсюда и исключительный, могу сказать, образцовый слушатель с соответствующим восприятием. Не случайно же в стране построено в последнее время почти 200 залов с расчетом на большие симфонические оркестры. Я не хочу делать сравнений, но мои попытки хотя бы немного изменить конфигурации сцены – на более удобную – Большого зала и создать репетиционные помещения разбиваются на мнение защитников Александра и Геворка Таманянов, мол, памятник! – ничего трогать нельзя. Не хотят понять, что когда проектировался концертный зал, о большом симфоническом оркестре никто и не думал.
Если сказать коротко, то гастроли считаю весьма успешными и главное — многообещающими. Нас впереди ожидает интенсивная работа с Армстронгом.

— Это в будущем, а что в ближайшее время?
— В мае запланированы выступления оркестра в США. Кроме этого готовим концертно-театрализованную «Травиату» (с Грачуи Басенц и Липаритом Аветисяном), а также «Турандот» с (Арсеном Согомоняном). Наконец, весь этот год посвящен 250-летию Бетховена, мы исполним все его симфонические работы и другие тоже. И не только Бетховена, но также его предшественников и последователей.

***
После возвращения музыканты оркестра позволили себе короткий передых. Сам же маэстро Эдуард Топчян приглашен в Палермо, где Orchestra Sinfonica di Siciliana под его руководством дважды исполнит Симфонию № 13 «Бабий Яр» Шостаковича.

Карэн ТЕРЛЕМЕЗЯН