Каскад: лес железа плюс бетонные основания…

Курьер25/11/2017

Видовая площадка памятника «Возрождение Армении» давно уже пользуется славой лучшей точки для обозрения Еревана. Редкий турист или гость минует это брендовое место. Ереванцам оно тоже нравится, ведь именно отсюда открывается замечательный вид на столицу и Арарат в любое время года, причем и днем, и ночью.

Есть только одно «но», сильно омрачающее положительные эмоции: непосредственно под видовой площадкой видна напрочь заброшенная стройплощадка с торчащей из котлована проржавевшей арматурой. Целый лес железа плюс бетонные основания колонн и стен. Это так и не тронувшееся с нулевого цикла строительство Музея современного искусства Гафесчяна.
Не будем слишком углубляться в историю реанимации Каскада, который вместе с прилегающей территорией в начале 2000-х годов был передан американскому соотечественнику, благотворителю Джерарду Л.Гафесчяну на предмет создания здесь Центра искусств и Музея современного искусства на базе личного собрания. Вначале был реанимирован простаивающий много лет собственно Каскад: задвигались эскалаторы, появились прекрасные выставочные залы. В 2009 году к радости ереванцев Центр искусств открыл свои двери и с тех пор пользуется неизменным успехом.
За несколько лет до этого был проведен международный конкурс на проект здания Музея, позже проект был заказан американскому архитектору Дэвиду Хотсону. Предполагалось, что строительство будет завершено в 2006 году и обойдется в 25 млн долларов. Однако грянул всепланетный финансовый кризис и начавшееся строительство замерло. В 2013 году Джерард Л.Гафесчян скончался и перспектива строительства отодвинулась в туманное будущее. Арматура и бетон пугают людей и навевают мысли о неком разбомбленном сооружении. Это особенно неприятно на фоне великолепного Каскада – Центра искусств Гафесчян, который отлично работает, проводя знаковые выставки, концерты и другие арт-мероприятия на всем пространстве центра и бульвара. Все это стало живой и красочной частью столичной культурной жизни.
А вот со строительством музея и благоустройством окружающей территории пока нет ни малейшей конкретики. После смерти Джерарда Гафесчяна в Ереване побывали члены семьи, заверившие руководство страны, что все договоренности насчет музея, строительных работ и т.д. остаются в силе. Общественность возликовала, но, увы, ничего не изменилось. Со всеми вытекающими последствиями. А «вытекает» неблагоустроенная территория по обе стороны Каскада и выше, включая безобразный котлован и останки несостоявшегося музея. Компетентные органы – правительство, мэрия, Минкультуры и все другие — не предпринимают видимых усилий для выяснения дальнейшей судьбы этой стройки века. Руководство Центра искусств в свою очередь молчит как партизан, очевидно, ждет сведений из штаб-квартиры Фонда «Музей Гафесчян» в Вашингтоне. Там не торопятся, а здесь ожидают какого-то чуда. Конечно, мэрия, может, обязана немного подсуетиться и привести в порядок территорию рядом с Каскадом и вокруг, а также Дома Азнавура хотя бы в интересах туристической привлекательности этого знакового места. Но опять же пальцем не шевелит. На каких условиях Каскад отошел к Дж.Л.Гафесчяну, точнее Фонду «Музей Гафесчян», общественности неизвестно, как неизвестны права и обязанности участников той сделки. Иначе говоря, полная тьма и никакой информации о Центре искусств, окружающих территориях и всего того, что с ними связано. Остается накопить терпение и ждать, ждать, ждать. Но сколько все же?