“Картины поставлю лицом к стенке и начну новый виток”

Культура26/04/2018

В самый разгар сугубо демократических событий в Национальном эстетическом центре открылась выставка работ Роберта ЭЛИБЕКЯНА. Она названа «Метаморфозы», как оказывается, не зря.

 

Представлять автора, думается, излишне, уж слишком хорошо он знаком художественной публике: и тем, кто творит, и тем, кто хоть немного знаком с армянским искусством. Около полувека Роберт один из главных действующих лиц в армянском арт-пространстве. Его вклад трудно оценить, потому что велик и значителен. Он самоценен, за ним тянется целый сонм подражателей, художников, на которых он оказал влияние непосредственное и косвенное. Его экзерсисы на тему театра и цирка, всяких представлений и зрелищ, его тончайшие портреты – драгоценная часть армянского искусства. Эти темы разрабатывались им десятилетиями и автор достиг виртуозного мастерства в изображении волшебных, бесконечных миров. Казалось, вот он предел и дальше уже некуда. Но вдруг «Метаморфозы». Неожиданный рывок, прыжок через невидимый внутренний барьер. Нечто совершенно другое, неожиданное. Новое настроение, новый мир, новые, скорее обновленные чувства. Другая система отсчета цвета и линий. В целом – новое качество. Логическое продолжение того, что было? Тогда откуда тревога, витающая в экспозиции и ощущаемая чуть ли не кожей. По словам мэтра, тревогу, этот драматизм он заметил после того, когда отобранные для выставки работы оказались на стенах. «Думаю, что в моей душе произошел некий перформанс. Интуитивно! И чувства победили разум. Я как бы сошел с накатанного пути. Развернулся не на 180 градусов, но вполне заметно». Самым страшным для художника Элибекян считает инерцию, то есть накатанный путь. Очень красивый, удобный, но уже не удовлетворяющий автора. Тем не менее он остался верен себе. Он не намечал себе новых целей, не придумывал какие-то концепции. Просто (просто ли?) нагнетание дурных событий, прессинг безрадостных фактов, происходящих у нас и в мире, заставили Элибекяна интуитивно на них реагировать. Он пережил их и пропустил сквозь себя. «Все художники чувствуют грядущие перемены и события, они наслаиваются в сознании и выплескиваются наружу», — говорит Элибекян. Ну, положим не все, а только большие мастера, каковым он является. Вот и почувствовал что-то и смог сохранить. «Я не готовился специально к этой выставке. Это часть рабочего процесса. Мне было интересно увидеть себя в новом свете. Другого Роберта Элибекяна. Со стороны». Действительно, интересно посмотреть сторонним взглядом на картины последних лет, точнее 2015-2018 годов. Их мало кто видел, да и выглядят они в мастерской совершенно по-другому. А ведь именно там в тиши он ежедневно работает. «Искусство не является собственностью творца. Как только заканчиваешь работу, произведение начинает жить своей самостоятельной жизнью. Изобразительное искусство существует намного дольше автора. То, что создают художники и писатели, со временем не меняется. А вот в музыке и театре многое зависит от дирижера и исполнителей, режиссеров и актеров. В нашем случае меняются мозги и глаза зрителей на протяжении времени, наши работы начинают восприниматься совершенно по-другому», — говорит Элибекян. Он уверен, что тема не имеет довлеющего значения. Главное, как ее подать. Тема, — говорит – только предлог. «Искусство – это трансформация идеи в искусство. То есть метаморфоза», — формулирует художник.
В этот раз его хорошо знакомые лирические портреты трансформировались в эффектные «витражи», светящиеся изнутри, композиции получили качественно иную энергию, такое ощущение, что они стараются вырваться из холста и обрести реальные черты и объемы. Новое дыхание…
***
Роберт Элибекян, по его словам, этой выставкой завершает определенный этап своего творчества. «Провожу черту и постараюсь забыть. Картины поставлю лицом к стене и начну новый виток. В голове уже есть планы, но какие, не скажу. Тайна», — говорит мэтр. Остается ждать.