Каринэ Геворгян: “Армения выстроила ту независимость, которая была возможна в новых условиях”

Мир и мы28/11/2017

Известный политолог, востоковед Каринэ ГЕВОРГЯН в интервью агентству «Наша Среда online» рассказала, насколько сегодня Армения и армянство составляют единое целое с сегодняшней общей ситуацией. А может быть, есть разногласия? В своем интервью (публикуется ниже) она коснулась и других вопросов. В ее словах прослеживается глубокая озабоченность судьбой Армении.

Каринэ Геворгян – москвичка, окончила Институт стран Азии и Африки при МГУ. В 1979 году работала переводчиком в Кабуле. Преподавала персидский язык. Работала редактором в Главной редакции Восточной литературы издательства «Наука», в Отделе СНГ Института востоковедения РАН. С 1993 года — эксперт Верховного Совета, с 1994 — эксперт Комитета по делам СНГ Госдумы России. С 2007 года — заведует отделом политологии журнала «Восток» (Oriens) Академиздатцентра «Наука» РАН. 

Начнем с того, что армянский народ — это не герметичный феномен. Это не народ, который с трудом пропускает через свою мембрану чужаков и отдает своих. Армяне в этом смысле открыты миру, это хорошо известно, болезни и радости этого мира армяне разделяют со всеми народами. Причем и западные, и советские армяне прошли модернизацию вместе с остальным миром. Это видно по социальному срезу, по количеству людей с высшим образованием, по людям, которые проявили себя в различных сферах. Армяне получили все удары 20 века и даже первыми во время Первой мировой войны получили чудовищный удар в виде геноцида. Армяне обладают высокой способностью к регенерации: это доказали исследования некоторых этнопсихологов, которые изучали поведение различных слоев после землетрясения в Армении и во время Арцахской войны. Делались прогнозы, что такие стрессы полностью стирают популяцию, разрушая ее до основания, но армяне показали, что это не так. Поэтому все болезни сегодняшнего века армян тоже касаются. Поэтому инерционно та связь, которая выстраивалась в советскую эпоху с армянскими организациями за рубежом, в настоящее время значительно ослабла. Существует Министерство диаспоры, которое осуществляет различные мероприятия, но бюрократическая структура не может осуществлять идейную деятельность, а для объединения народа нужна идея. Министерство на эту роль не совсем годится, а другой структуры, которая возьмет это на себя, нет. Армянская государственность после развала Союза формировалась в условиях снижения суверенитета по всему миру. Поэтому Армения выстроила ту независимость, которая была возможна в новых условиях. Первоочередная задача для Армении, на мой взгляд, повышение уровня суверенитета. А возможности для этого у Армении, надо сказать, есть. Главное, чтобы была воля. Безусловно, один из важнейших ресурсов — это армянские общины за рубежом. Чтобы этот ресурс стал эффективным, с ним надо работать вплотную. Необходимо работать не только на уровне приятных встреч и развлекательных мероприятий, но и иметь четкие цели и программы.

— Так могут ли сейчас объединиться армянские общины?
— Они уже объединялись вокруг Советской Армении. В некотором смысле я считаю сохранение Восточной, т.е. Советской Армении, победой армян, живущих в Советском Союзе. Во время Второй мировой войны армянская диаспора объединилась вокруг единой цели — победы над фашизмом. И это была не только моральная, но и практическая, и материальная поддержка. Этому способствовала и координация действий армянских диаспор. И они работали. И не случайно зимой 1944 года Иосиф Сталин написал письмо армянскому католикосу, в котором сообщил, что им возвращаются все здания в Эчмиадзине. А там ведь практически во всех зданиях были казармы. Католикос отвечает Сталину, что ребят жалко, сейчас зима, куда их переселять. На что Сталин ответил, что пусть его не беспокоит этот вопрос. Пусть все знают, насколько мы можем быть благодарными за ту работу с армянскими общинами, которую проводил Эчмиадзин. И тогда это работало. Этот инструмент должен работать на Армению и урегулирование проблем на международной арене. В настоящее время я почти не вижу реальных шагов в попытке объединения армянских общин разных стран. Многие организации существуют формально, зачастую эти организации созданы бизнесменами, которые заняты своим бизнесом и не могут решать глобальные задачи объединения.

— Почему всё-таки объединение армянских общин должно произойти вокруг России?
— Известный историк Русской церкви Николай Николаевич Лисовой объяснил мне, с точки зрения православного богословия, в его политической части (а богословие содержит политическую часть), что православное богословие – это православная империя. 500 лет русским людям объясняли, что Москва – это третий Рим. У русской империи есть своя сакральная символика, которая была и при Иване III, и при других царях. Эти символы были и при Ленине, и при Сталине, и при современных правителях. В Кремле порядки не меняются никогда. Николай Николаевич мне сказал, что для России критически важен Эчмиадзин, который и олицетворяет Армению. Не важно, в качестве союзника или части России. Но это отдавать нельзя. Почему? Потому что армяне — хранители копья Гая Кассия Лонгина. А это копьё сакральный символ христианства, символ христианской империи. А забрать или узурпировать его нельзя. В рамках этой теории Армения должна быть в орбите России. Кроме того, историческая родина у армян ближе к России, чем к Америке. И в трудные минуты, плохо ли, коряво, с обидами, но русские спасали армян. И армяне это понимают.

— Как политолог, какие угрозы и вызовы для Армении и России вы видите в недавно открытой железной дороге Баку – Тбилиси — Карс?
— Если рассматривать эту дорогу в том формате, который существовал сто лет назад, то можно говорить о глубоком негативе. Однако надо понимать, что весь Ближний и Средний Восток не только не вышел из зоны турбулентности, а динамика этой турбулентности только усиливается, но встает вопрос о существовании Турции как единого государства. Страна расколота 50/50 и неизвестно, удержит ли Эрдоган ситуацию под контролем. Что в этих условиях будет означать эта железная дорога, большой вопрос. Относительно Грузии мы знаем, что в постсоветский период Грузия проводила в основном прозападную политику. Сделав свою страну закрытой для России и открытой для всех остальных, грузинские политики стали заложниками ситуации. При этом Россия располагает в Грузии газотранспортной, энергетической распределительной системой и железной дорогой. Надо сказать, что это серьезный пакет. Это первое. А второе, они не учли исламистского фактора. Грузия оказалась без иммунитета перед исламистским фактором, который уже изменил ее конфессиональный ландшафт. По сути они столкнулись с тем, что сейчас происходит в Европе. При этом Грузия обладает прекрасным расположением в смысле транзитной территории и может неплохо этим пользоваться, получая с этого определенные дивиденды. В Азербайджане тоже непростая ситуация. Европейский суд ведет расследование в отношении нарушений прав человека. В самом Баку происходят пикеты, которые Алиев не решается разогнать так, как раньше. Постоянные репрессии по отношению к талышам очень внимательно отслеживают в Иране. Нельзя не упомянуть и о расследовании в отношении так называемой «икорной дипломатии» и подкупе Азербайджаном некоторых еврочиновников.

Окончание следует