Как быть с памятником Араму Манукяну?

Курьер26/05/2018

Славное столетие Первой республики армянство отметит в грядущий понедельник, но обещанного памятника Араму Манукяну все нет и нет. 23 мая в НС во время вопросов-ответов правительству премьер-министру Николу Пашиняну был задан вопрос, когда будет установлен этот памятник? «Установка памятника откладывается. …Есть некоторое беспокойство, связанное с местом памятника. Мы приложили все усилия, чтобы провести 100-летие Первой республики на надлежащем уровне», — ответил премьер.

То, что вековой юбилей будет отмечен достойнейшим образом, никто не сомневается. Так же нет сомнений, что с памятником, мягко говоря, обложались. Прежде всего мэрия. Еще в начале прошлого года завершился конкурс на проект памятника выдающемуся деятелю Первой республики Араму Манукяну. Из 15 проектов четыре получили поощрительные премии. Тогда порешили, что надо провести новый конкурс. Было высказано мнение, что один памятник А.Манукяну в столице есть – бюст работы Л.Токмаджяна у здания МВД. Так себе бюст. Говорили, что хорошо бы возвести памятник в честь 100-летия Первой республики с именами (или изображениями) ее главных деятелей. Здравые мысли отмели и мэрия повелела установить к юбилею памятник доблестному герою. И точка.
Местом выбрали cтупени на выходе из метро «Площадь Республики». Место не лучшее: небольшой и невыгодный обзор, вокруг полно всяких столбов, указателей и прочей городской мебели, машин – перекресток всегда переполнен, а еще на близлежащем отрезке Главного проспекта десятка два копий хачкаров, чуть дальше немасштабный памятник Гарегину Нжде…
Проекты, представленные на конкурс – все, в том числе удостоившиеся поощрения – показали, что жюри было абсолютно справедливо. Проекта, который достоин был материализации, не оказалось. К тому же город без меры переполнен памятниками средней руки. Не будем их перечислять, ереванцы их знают и возмущены их наличием.
Конечно, очень трудно увековечить такого замечательного во всех отношениях человека, как Арам Манукян, ведь также он был одним из организаторов и героев самообороны Вана. То есть в одном лице фокусируется герой-фидаин, интеллектуал, государственный деятель и политик, из руин поднимавший государство в 1918 году. Многогранная личность, заслужившая всенародную любовь и благодарность. Многие из участников конкурса пошли по традиционному и, увы, не лучшему пути. Без учета места и времени. Манукян то в окружении жалких сирот (они были тогда во множестве), то он вдохновенный герой с рукой, прижатой к сердцу, то пламенный революционер-трибун (таких памятников в советской стране было не счесть), то он со знаменем, то у трибуны (типа провозглашает суверенную Армению). Была пара проектов с Манукяном-всадником. Один из проектов – большая в три роста голова почти вровень с тротуаром. Кстати, отметим, что практически все участники предлагали достоверные портреты Арама Манукяна.
Новый конкурс концептуального прорыва не внес. Рекомендованный к установке проект представлял собой Арама Манукяна как бы выходящим из наклонного постамента на ступенях станции метро, точнее из условного «провала» с контурами Армении. Скульптор Давид Минасян замыслил полуфигуру Арама, завернутого (или обернутого) в национальный триколор. Полуфигура – бронза, триколор – камень трех цветов. Стали говорить, что камень привезут из Южной Америки и т.д. То, что проект «не фонтан», было ясно как божий день. Но дашнаки проявили активность, как никогда, и случилось то, что случилось.
Между тем год назад и позже высказывалась идея, что лучшим памятником Араму было бы восстановление исторического дома, где проживал он с декабря 1917 по январь 1919 гг., на соседней улице им.Арама. Там же и место музейной экспозиции. Тогда вовсе не было бы обязательным сооружение масштабного памятника со скульптурой в рост, причем непременно в рост. Организаторы этого конкурса, а в дальнейшем и других конкурсов, должны учитывать, что памятник – это всего лишь материализованная память. Цветы, речи и проч. и проч. уходят, а памятник через несколько дней или сразу же становится частью городской среды, к которой люди привыкают очень скоро. Так что вполне может быть и бюст, и полуфигура, и рельеф. Да и к чему была вообще эта спешка? Почему памятник хотели открыть обязательно – кровь из носу – в день 100-летия Первой республики? Главное, чтобы он был безукоризнен, чтобы царапал душу, чтобы люди не проходили безучастно. И еще: это должен быть памятник XXI века. Ошибиться нельзя, вспомним, сколько случайных вещей, просто халтуры украшают ереванское пространство. Все они результат спешки и конъюнктуры.

***
Прав премьер-министр Н.Пашинян: место памятника надо менять. А еще хорошо бы провести новый конкурс на проект памятника, посвященного Первой республике. Пока же можно переименовать площадь Республики в площадь Первой Республики. И дом восстановить.