Храбрый Назар и теперь живее всех живых

Культура05/03/2020

Сказки, не в обиду прочим жанрам, остаются в памяти народа на века. Именно в них отражается характер народа: его понимание добра и зла, смысла жизни, истинного счастья, а также просто умения посмеяться над собой. Бессмертная сказка Ованеса Туманяна «Храбрый Назар» в этом контексте – сказка всех времен и народов.

Образ никчемного во всех смыслах человека, иронией судьбы вознесенного на вершину власти, откуда он может повелевать судьбами народа, в некотором роде классический. История знает уйму примеров всевозможных и разнокалиберных «назаров» всех мастей, успевших наломать столько дров, что потом нескольким поколениям приходилось исправлять наломанное. Поэтому, когда на афише театра Станиславского появилось объявление, что готовится спектакль «Храбрый Назар», мы ждали нового оригинального прочтения бессмертного творения Туманяна.

 

И вот наступила долгожданная премьера. Зал был полон, что неудивительно для любой премьеры. Назовем сразу творческий состав, несколько месяцев вынашивающий новый спектакль. Режиссер – Карен Нерсесян, автор – Ованес Туманян, пьеса – Дмитрий Дашков. Надо отметить и работу художника Андрея Запорожского, а также хореографа Нуне Киракосян. Хореографа особенно, так как добрая половина спектакля — это народные танцы, призванные подчеркнуть национальный колорит и придать динамичность действию. Они же выполняли еще одну задачу, а именно, заполняли драматургические пустоты и удлиняли хронометраж, ибо если их убрать, то спектакль был бы вдвое короче. В аспекте актерских работ можно отметить Вазгена Оганесяна в роли Храброго Назара. В меру упитанный мужчина в расцвете сил, коим предстает перед зрителями Назар, вызывал здоровый смех и даже некоторую зависть своей удачливой судьбой. Тройка великанов тоже удачное режиссерское и актерское решение. И вообще, в целом актеры играли задорно и с азартом, хотя явно не доставало режиссерского «хулиганства» на сцене в хорошем смысле этого слова. Единственной попыткой такого «хулиганства» можно считать эпизод, когда кто-то из крестьян делает с Назаром селфи.
Те, кто ожидал увидеть чистую иллюстрацию известной сказки, наверняка остались довольны. Музыка, танцы, юмор – всё было в наличии. Те же, кто питал иллюзии увидеть настоящую сатирическую комедию с попыткой переосмыслить сюжет с современной точки зрения, благо материал с лихвой давал такую возможность, остались в некотором недоумении. Не спас ситуацию и образ ашуга, который появляется время от времени, как бы символизируя взгляд со стороны: то ли наш с вами, то ли самого Туманяна.
Честно говоря, к концу спектакля возник вопрос: почему в качестве литературной основы режиссер не взял общеизвестную пьесу Дереника Демерчяна, где есть профессиональная драматургия, сочные диалоги и выписанные колоритные образы. Отказ от пьесы Демерчяна был бы объясним в случае, когда авторы предлагают нечто своё, но зачем был нужен Дмитрий Дашков, который лишь пересказал сказку, так и осталось загадкой. Понятно, что год 150-летия Ованеса Туманяна хотелось отметить его именем на афише, но раз уж взялись, то и сделать надо было достойно имени великого классика. Если бы театр презентовал постановку как детский спектакль, то нет претензий, но он будет идти вечером, как спектакль для взрослых и детей. А это высокая планка и хочется видеть уже не просто танцы под зурну и доол, а художественный спектакль, дающий, помимо эстетики, и пищу для размышлений.
Вспомним великолепный спектакль Ара Ернджакяна «Назар, Назар до конца», поставленный в Камерном театре в середине 80-ых. Ернджакян написал практически оригинальную пьесу, использовав образ Назара как отправную точку. Ему удалось поднять сказку до уровня глобальных размышлений над проблемами человечества, раз за разом встающего на одни и те же грабли, выбирая вождем нации своего доморощенного Назара. И всё это было сделано легко и с юмором. Словом, тема назариады актуальна всегда и для всех народов, особенно для нас, ибо чего-чего, а этого добра у нас навалом. Возможно, потому что, как говорит один из персонажей спектакля: «Такому герою каждый служить рад». Это рвение мы наблюдаем с каждым появлением нового Назара, ибо тут же выстраивается очередь «бескорыстных энтузиастов», желающих преданно служить ему.
Тем не менее поздравим театр Станиславского с новым спектаклем и пожелаем в будущем большей смелости в творческом поиске и выражении своей гражданской позиции. Только такой театр может быть сегодня интересен и привлекателен для зрителей.

Хочется процитировать финальные строки бессмертной сказки Туманяна: «Сказывают, он и доныне здравствует и царит, Храбрый Назар. А когда затевают при нём речь об отваге, уме и божьем даре, он знай, посмеивается. Какая, — говорит, — отвага, какой ум, какой божий дар! Вздор все это. Везение — вот что нужно. Повезет тебе — и радуйся! И сказывают, он и доныне радуется, Храбрый Назар, и смеётся надо всем на свете».